Статус документа
Статус документа

ПНСТ 821-2024

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЦИФРОВАЯ КАРТА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Требования к точности данных по ситуационной осведомленности высокоавтоматизированных транспортных средств на аварийно-опасных участках

Intelligent transport systems. Dynamic digital road traffic map. Data accuracy requirements for situational awareness of highly automated vehicles in accidents blackspots



OKC 35.240.60

Срок действия с 2025-06-01

до 2028-06-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ ИТС" (ООО "НИИ ИТС") и Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2024 г. № 127-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125493 Москва, ул.Смольная, д.2, и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Управление дорожным движением, основанное на динамических цифровых картах дорожного движения, является следующим этапом в развитии интеллектуальных транспортных систем, которые направлены на обеспечение безопасного функционирования и повышение эффективности работы транспортного комплекса при внедрении высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств.

Функционал динамической цифровой карты дорожного движения в первую очередь позволяет повысить безопасность движения функционирования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в пределах среды штатной эксплуатации.

Внедрение ВАТС в уже существующую, исторически сложившуюся транспортную систему должно обеспечиваться поэтапно [1]. При условии, что повышение эффективности выполнения транспортной работы не должно ухудшать безопасность движения других участников при соблюдении ими правил дорожного движения.

Одним из подходов к обеспечению безопасности дорожного движения транспортной системы, в которой присутствуют ВАТС, является обеспечение ситуационной осведомленности ВАТС [1] за счет применения дорожно-транспортной инфраструктуры и технологий риск-менеджмента.

Повышение ситуационной осведомленности достигается путем агрегации достоверных данных внутри динамической цифровой карты дорожного движения, которая содержит внутри себя детальную информацию о статических и динамических объектах дороги. Использование данных о статических и динамических объектах дороги позволяет расширить область среды штатной эксплуатации ВАТС за счет горизонта прогнозирования событий, а также обеспечить контроль участников дорожного движения и их влияния на обеспечение безопасности в локальной транспортной ситуации.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на интеллектуальные транспортные системы и устанавливает требования к точности данных по ситуационной осведомленности в рамках сервиса реконструкции дорожной сцены динамической цифровой карты дорожного движения ВАТС, движущихся в беспилотном режиме на аварийно-опасных участках автомобильных дорог общего пользования всех типов и категорий.

Настоящий стандарт устанавливает параметры, необходимые для реализации автоматизированного движения транспортных средств различных классов, которые для принятия решений о траектории и параметрах движения используют данные динамической цифровой карты дорожного движения, высокоточное позиционирование, бортовые сенсоры и системы, обеспечивающие передачу данных по технологиям V2X.

Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами автомобильных дорог, обеспечивающих безопасность движения ВАТС и организациями, осуществляющими дорожную деятельность на данных дорогах, а также разработчиками и производителями ВАТС.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56829-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 58823-2020 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

ПНСТ 822-2024 Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Требования к обеспечению ситуационной осведомленности высокоавтоматизированных транспортных средств на аварийно-опасных участках

ПНСТ 824-2023 Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Архитектура динамической цифровой карты дорожного движения для целей движения высокоавтоматизированных транспортных средств

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56829 и ПНСТ 824-2023.

     4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АОУ - аварийно-опасный участок;

АСВ - автоматизированная система вождения;

ВАТС - высокоавтоматизированное транспортное средство;

ДЦКДД - динамическая цифровая карта дорожного движения;

ИТС - интеллектуальная транспортная система;

К-ИТС - кооперативные интеллектуальные транспортные системы;

ЛП ИТС - локальный проект интеллектуальной транспортной системы;

СО - ситуационная осведомленность;

ТС - транспортное средство.

     5 Общие положения

ДЦКДД является частью интеллектуальной транспортной системы, основанная на геоинформационной модели дороги и дорожного движения, обеспечивающая в полностью автоматическом режиме повышение ситуационной осведомленности подключенных транспортных средств и ВАТС различной степени автоматизации.

Безопасное функционирование ВАТС повышается путем выполнения ДЦКДД следующих задач:

- повышения СО ВАТС в штатных и нештатных для АСВ ситуациях;

- обеспечения оптимального перераспределения транспортных потоков ВАТС;

- решения конфликтных ситуаций на стратегическом уровне управления транспортными потоками ВАТС;

- поддержки реализации автоматической системы управления дорожным движением для ВАТС, эксплуатирующихся в беспилотном режиме;

- доступа пользователей ВАТС к пользовательским сервисам ДЦКДД в режиме реального времени и в автономном режиме.

Повышение СО ВАТС за счет ДЦКДД не предполагает отсутствия СО ВАТС за счет собственного оборудования, которое позволяет осуществлять безопасное движение ВАТС в определенной среде штатной эксплуатации. Повышение СО ДЦКДД позволяет расширить среду штатной эксплуатации и повысить безопасность и показатели качества дорожного движения. Сервис реконструкции дорожной сцены является одним из методов обеспечения СО ВАТС в штатных и нештатных для АСВ дорожно-транспортных ситуациях.

     6 Требования к уровням ситуационной осведомленности высокоавтоматизированных транспортных средств

6.1 К уровням СО ВАТС следует относить следующие:

- 1-й уровень СО;

- 2-й уровень СО;

- 3-й уровень СО (см. рисунок 1).

6.2 Основные характеристики и требования к протяженности зон действия всех уровней СО представлены в ПНСТ 822-2024.

6.3 Автомобильные дороги, на которых предусмотрена реализация 1-го уровня СО, должны соответствовать 2-му типу среды штатной эксплуатации.

     А - ВАТС; В - динамический объект; С - динамический объект на пути следования BATC; - зона АОУ; - протяженность зоны действия 1-го уровня СО BATC; - протяженность зоны действия 2-го уровня СО и BATC; - протяженность зоны действия 3-го уровня СО ВАТС

     Рисунок 1 - Уровни СО ВАТС

6.4 Автомобильные дороги, на которых предусмотрена реализация 2-го и 3-го уровней СО, должны соответствовать 3-му типу среды штатной эксплуатации.

6.5 Требования к средам штатной эксплуатации предъявлены в ПНСТ 824-2023 (раздел 8).

     7 Требования к 1-му уровню ситуационной осведомленности

7.1 Основные требования к 1-му уровню ситуационной осведомленности

7.1.1 Передача сообщений 1-го уровня СО должна начинаться с момента взаимодействия ВАТС с ДЦКДД.

7.1.2 1-й уровень СО должен включать в себя следующие сообщения:

- сообщение об АОУ;

- сообщение о дорожных событиях и иных данных интеллектуальной транспортной системы.

7.1.3 Передачу сообщений 1-го уровня следует осуществлять, пока ВАТС не покинет АОУ.

7.1.4 Критерии АОУ определяются согласно ПНСТ 824-2023.

7.2 Требования к сообщениям об аварийно-опасном участке

7.2.1 1-й уровень СО должен включать в себя сообщения о дорожной обстановке, дорожных событиях и иных данных ИТС.

7.2.2 Сообщение об АОУ ДЦКДД должна высылать всем ВАТС, маршруты которых проходят через АОУ, в следующих случаях:

- построении маршрута движения ВАТС;

- смене маршрута движения ВАТС;

- появлении АОУ;

- изменении статуса АОУ;

- изменении иных параметров АОУ.

7.2.3 Структура сообщения об АОУ должна состоять из следующих параметров:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs