ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2024 года № 4154-р

Концепции государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции, в том числе при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Реализация Концепции осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации региональных программ (подпрограмм) и иных документов.

5. МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и Банка России разработать и внести в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

          УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2024 года № 4154-р

     

Концепция государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий

     

I. Общие положения


Настоящая Концепция определяет принципы, цели, задачи и функции государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также нормативно-правовое, научно-техническое, информационно-аналитическое, кадровое, организационно-штатное и финансовое обеспечение ее создания и функционирования.

Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", указы Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Для целей реализации настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

"государственная система противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий" (далее - государственная система) - совокупность федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих при участии Центрального банка Российской Федерации, финансовых и иных организаций функции по выработке и реализации государственной политики в сфере противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также разработку государственных требований и правил различного уровня и направленности в указанной сфере, созданных ими консультативных, совещательных и иных органов, а также организаций, деятельность которых связана со сбором, хранением персональных данных, созданием и функционированием информационной инфраструктуры, оборотом цифровой валюты, организаций, предоставляющих услуги связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), потребителей указанных услуг, институтов гражданского общества, объектов информационной инфраструктуры;

"информационно-коммуникационная сфера" - совокупность информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, и различных форм человеческой активности, осуществляемой посредством их использования;

"информационно-коммуникационные технологии" - процессы и методы создания, обработки, распространения информации, а также способы и средства их осуществления;

"противоправные деяния, совершенные с использованием информационно-коммуникационных технологий" (далее - противоправные деяния) - общественно опасные деяния, за которые предусмотрена уголовная либо административная ответственность, совершенные с использованием (применением) информационно-коммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, в том числе с использованием (применением) электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", информационной инфраструктуры, компьютерной техники, программных средств, онлайн-сервисов, средств коммуникации (в том числе средств мобильной связи, сервисов обмена мгновенными сообщениями, IP-телефонии), электронных средств платежа, операций с цифровой валютой и цифровыми финансовыми активами;

"средства государственной системы" - технологии, аппаратно-программные, организационные и другие средства сбора, хранения и анализа информации, предназначенные для противодействия противоправным деяниям.

Противоправные деяния с учетом критериев их квалификации классифицируются по трем основным типам:

правонарушения и преступления в сфере компьютерной информации;

правонарушения и преступления, криминообразующим или квалифицирующим признаком которых является их совершение с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет";

правонарушения и преступления, при совершении которых применение информационно-коммуникационных технологий является альтернативным способом.

Назначением государственной системы является обеспечение проведения единой государственной политики по противодействию противоправным деяниям, направленной на защиту основных прав и свобод человека и гражданина и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в цифровой среде.

Создание и функционирование государственной системы осуществляется на основе следующих принципов:

гарантированности конституционных прав и свобод человека и гражданина при профилактике и противодействии противоправным деяниям;

обеспечения безопасности личности, общества и государства при противодействии противоправным деяниям;

единства государственного планирования, а также координации и контроля реализации комплекса технических и организационных мер;

рациональности использования сил и средств государственной системы.

II. Современное состояние противодействия противоправным деяниям


В Российской Федерации информационное общество характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств, а также беспроводных технологий и сетей связи.

Пользователями российского сегмента сети "Интернет" в 2024 году стали более 130 млн. человек, что составляет около 90 процентов населения страны, активными пользователями социальных сетей - 106 млн. человек, или более 81 процента от всех российских пользователей сети "Интернет". Электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети сегодня являются частью повседневной жизни россиян. Создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Информационно-коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем практически во всех сферах жизни российского общества. Развитие инструментов финансового рынка, платежных систем, а также в целом цифровизация экономических процессов дали толчок к появлению специфических способов расчетов - электронных средств платежа и их использованию юридическими и физическими лицами для безналичных расчетов.

Бесконтрольный оборот электронных средств платежа после их получения от кредитных организаций, создающий условия для их последующего использования в целях совершения незаконных действий, несет общественную опасность.

Учитывая, что в Российской Федерации сформировалось информационное общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, злоумышленники также перестроились на совершение преступлений в информационном пространстве.

Преступные посягательства в информационно-коммуникационной сфере с каждым годом занимают все более заметное место в структуре всех зарегистрированных преступлений в стране. За последние пять лет количество таких преступлений возросло более чем в два раза (с 294,4 тыс. преступлений в 2019 году до 677 тыс. в 2023 году). Также вырос их удельный вес в числе всех зарегистрированных деяний (с 14,5 процента в 2019 году до 34,8 процента в 2023 году). В настоящее время практически каждое третье преступление совершено в информационно-коммуникационной сфере либо с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В структуре преступлений данной категории в 2023 году преобладали кражи и мошенничества, которые составили почти три четверти таких преступлений (70,2 процента). Каждое восьмое преступление (12 процентов) совершалось с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств и психотропных веществ. Экономическую направленность имеют 3,4 процента преступлений, экстремистскую направленность и террористический характер - 0,2 процента.

Также отмечается существенное увеличение количества преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, их доля в общем числе преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, по итогам 2023 года возросла в 6,8 раза. При этом раскрываемость таких преступлений остается на крайне низком уровне (5,6 процента).

Противоправные деяния, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации, как правило, сопровождаются утечками конфиденциальных сведений, что может нанести ущерб как отдельным лицам, так и организациям, функционирующим в том числе в сфере оборонно-промышленного комплекса и смежных отраслях промышленности. В связи с этим необходимо создание надежного барьера противодействия посягательствам в данной сфере.

В противоправном применении информационно-коммуникационных технологий особую активность проявляют организованные преступные группы. Они используют вредоносное программное обеспечение, фишинговые сайты, специальную технику, электронные платформы и колл-центры для совершения массовых мошеннических звонков.

Анализ совершенных противоправных деяний показывает, что все более широкое распространение получают хищения кредитных денежных средств, полученных как самими потерпевшими под непосредственным влиянием злоумышленников, так и в результате доступа преступников к системам дистанционного банковского обслуживания или регистрации на сайтах микрофинансовых организаций под учетными записями граждан.

Подходы к организации дистанционного банковского обслуживания нуждаются в адаптации в целях устранения уязвимостей и минимизации возможного ущерба при оказании услуг как для граждан, так и для самих кредитных организаций. Выводу на рынок связи новых видов услуг (IP-телефония, виртуальные автоматические телефонные станции) должна предшествовать их нормативная регламентация в целях снижения рисков анонимизации фактического потребителя.

Существенное негативное влияние на криминогенную обстановку в информационно-коммуникационной сфере оказывает сложная международная ситуация, в том числе связанная с деятельностью спецслужб недружественных государств и неонацистских формирований, курируемых иностранными спецслужбами. Основная масса преступлений совершается специализирующимися на мошенничествах транснациональными организованными преступными группами, связанными с организацией хищения персональных данных граждан Российской Федерации и работой действующих с территорий недружественных государств колл-центров, с использованием которых похищаются средства граждан.

Международные преступные группы и сообщества ввиду трансграничного характера информационного пространства и отсутствия должного уровня межгосударственного взаимодействия успешно используют имеющиеся в настоящее время уязвимости в нормативно-правовом и организационно-техническом обеспечении противодействия противоправным деяниям, нанося существенный материальный и репутационный вред гражданам и организациям Российской Федерации.

Все большее распространение получает использование цифровой валюты при совершении преступлений, особенно при отмывании преступных доходов, поскольку это позволяет скрыть источник происхождения средств и конечного бенефициара - их получателя, что фактически исключает возможность выявления и конфискации использовавшейся при совершении экономических преступлений цифровой валюты.

Рост числа противоправных деяний обусловлен не только активным развитием самих информационно-коммуникационных технологий, но и виктимным поведением потерпевших, в том числе низким уровнем правовой и финансовой грамотности граждан, применением новых способов совершения противоправных деяний, наличием условий для обеспечения анонимности преступников. Несмотря на принимаемые органами государственной власти меры, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, необходимый уровень информационной безопасности не достигнут.

Ситуация, складывающаяся при взаимодействии правоохранительных органов с операторами связи, провайдерами хостинга, организаторами распространения информации и иными субъектами информационного обмена, свидетельствует о необходимости адаптации бизнес-моделей предоставления услуг потребителям в сети "Интернет" с учетом рисков криминального использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе связанных с неправомерным или случайным доступом к персональным данным, их уничтожением, изменением, блокированием, копированием, предоставлением, распространением, а также иными неправомерными действиями в отношении персональных данных. Существенным фактором, влияющим на эффективность противодействия противоправным деяниям, является отсутствие механизма обмена в режиме реального времени информацией между указанными организациями и правоохранительными органами, в том числе обеспечивающего передачу документов распорядительного (обязательного к исполнению) характера и конфиденциальной информации.

Предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", как одни из основных задач достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности.

Обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации и неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, отнесены к национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации".

Для повышения эффективности противодействия противоправным деяниям требуются согласованные действия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, финансовыми и иными организациями, институтами гражданского общества.

III. Цель, задачи и функции государственной системы


Целью государственной системы является защита государства, общества и граждан от противоправных деяний.

Основными задачами государственной системы являются:

прогнозирование противоправных деяний;

выявление противоправных деяний;

повышение результативности расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование законодательства в сфере противодействия противоправным деяниям;

разработка и реализация правовых, организационных, технических и иных мер противодействия противоправным деяниям;

сбор, обработка, анализ и обмен информацией в сфере противодействия противоправным деяниям;

совершенствование инструментов и механизмов противодействия преступлениям и правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий;

создание подразделений, специализирующихся на противодействии противоправным деяниям;

обеспечение защищенности российского общества от противоправных посягательств в информационном пространстве, включая обеспечение безопасности персональных данных;

содействие восстановлению имущественных и иных прав граждан, нарушенных в результате совершенных в отношении их противоправных деяний, оказание им правовой и психологической помощи;

обеспечение на системной основе максимально широкого информирования населения о новых приемах совершения противоправных деяний и способах противодействия им;

развитие цифровой грамотности населения, правосознания граждан и их ответственного отношения к использованию информационно-коммуникационных технологий, в том числе потребительской и пользовательской культуры, культуры поведения в цифровом пространстве, а также содействие активному применению программно-технических средств защиты от противоправных деяний;

укрепление международного сотрудничества в сфере противодействия противоправным деяниям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»