ИЗМЕНЕНИЕ № 1
ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"
ОКС 93.080.30
Дата введения 2026-01-01
с правом досрочного применения
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.12.2024 № 2000-ст
Раздел 1. Первый абзац изложить в новой редакции: "Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городов, городских округов, городских и сельских поселений (далее, кроме раздела 8, - дорогах)".
Раздел 2. Заменить ссылку: "ГОСТ 23407" на "ГОСТ Р 58967";
дополнить ссылками:
"ГОСТ 32018 Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия
ГОСТ 32961 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования
СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования".
Пункт 4.4. Первый абзац после слов "и светофоры" дополнить словами: "или их части,";
дополнить абзацем (после первого):
"На знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12 зачехление надписей и/или их частей допускается способом перечеркивания двумя диагональными пересекающимися в центре зачехляемой информации красными полосами. Ширину красных полос при этом принимают равной половине высоты прописной буквы, но не менее 100 мм (рисунок В.31)".
Пункт 4.5 изложить в новой редакции:
"4.5 Владельцам дорог и органам исполнительной власти, уполномоченным в области организации дорожного движения, по разрешению подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне допускается в экспериментальных целях применять технические средства организации дорожного движения, не предусмотренные действующими стандартами.
При этом владельцем дорог и органом исполнительной власти, уполномоченным в области организации дорожного движения, предоставляется следующая информация:
- цели и задачи эксперимента;
- сроки и перечень мест проведения эксперимента;
- ожидаемый результат;
- методика оценки эффективности технических средств организации дорожного движения и их восприятия участниками дорожного движения;
- техническая документация на техническое решение (изделие).
Для информирования участников дорожного движения о назначении такого технического средства устанавливают транспаранты и размещают на информационных ресурсах в сети Интернет соответствующую информацию, разъясняющую смысл проводимого эксперимента".
Пункт 5.1.2. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.1.2 Все устанавливаемые на дороге знаки, в том числе отображаемые на знаках переменной информации или табло переменной информации, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948, светофорных колонках или стойках и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597";
второй абзац. После слов "опорах освещения" дополнить словами: "и иных стационарных объектах".
Пункт 5.1.6 дополнить абзацем (после первого):
"Вне населенных пунктов знак 3.24 допускается дублировать на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках";
третий абзац. После слов "только разметкой 1.2, или" дополнить словами: "имеющих конструктивно выделенную полосу, при невозможности соблюдения требований 5.1.7, а также на дорогах";
последний абзац изложить в новой редакции:
"В населенных пунктах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью на дорогах:
- с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении***;
- с односторонним движением с тремя и более полосами";
дополнить абзацами (после последнего):
"Вне населенных пунктов знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью на всех дорогах.
Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части. При необходимости на оборотной стороне дублирующего знака 5.19.1 допускается размещать знак 5.19.2.
В населенных пунктах на регулируемых пешеходных переходах знак 5.19.1 допускается не дублировать. На нерегулируемых пешеходных переходах знак 5.19.1 допускается не дублировать при наличии устроенных искусственных неровностей, в том числе совмещенных с пешеходным переходом".
Пункт 5.1.8 дополнить абзацем (перед последним):
"Очередность размещения знаков одной группы на одной опоре (сверху вниз, слева направо), за исключением знаков дополнительной информации (табличек), рекомендуется определять порядковым номером знака в группе".
Пункт 5.1.14. Третий абзац. Заменить слова: "с табличками 8.6.1-8.6.9 и 8.17," на "с соответствующими табличками или без таковых,".
Пункт 5.1.16. Таблица 1. Графа "в населенных пунктах". Первая строка. Заменить слова: "Улицы и дороги местного значения, парковые дороги, проезды, улицы и дороги сельских поселений" на "Улицы и дороги местного значения, пешеходные улицы, площади, улицы и дороги сельских населенных пунктов";
сноска . После слов "для движения в каждом направлении" дополнить словами:
"В населенных пунктах на улицах и дорогах с количеством полос не более двух в каждом направлении и на двухполосных дорогах с односторонним движением типоразмер 1 по ГОСТ 32945 допустим для знаков 3.27-3.30, 6.4 и примененных с ними знаков дополнительной информации (табличек)".
Пункт 5.1.17. Последний абзац изложить в новой редакции:
"На дорогах вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2, а в населенных пунктах знаки 1.1, 1.2, а также знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 на участках дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений*, следует применять на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Любые знаки на таких щитах (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках";
дополнить сноской *:
"______________
* Здесь и далее под детскими учреждениями следует понимать объекты социальной инфраструктуры для детей: здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей".
Пункт 5.1.19 изложить в новой редакции:
"5.1.19 Временные дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, 6.22 с желтым фоном или знаки, установленные на переносных опорах, переносных или передвижных комплексах, а также отображаемые на знаках переменной информации или табло переменной информации, применяют в течение периода, вызвавшего необходимость временного изменения организации дорожного движения. При этом стационарные знаки, которые противоречат временным знакам, закрывают чехлами, исключающими возможность прочтения изображения знаков, или демонтируют".
Пункт 5.2.5. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.2.5 Знаки 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" и 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" устанавливают перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или не оборудованными шлагбаумами. Знаки следует дублировать по 5.1.6. На дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении знаки дублируют, если расстояние видимости переезда вне населенных пунктов менее 300 м, а в населенных пунктах - менее 100 м".
Пункт 5.2.7. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.2.7 Знаки 1.4.1-1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду" устанавливают вне населенных пунктов перед каждым железнодорожным переездом. В населенных пунктах знаки 1.4.1-1.4.6 допускается устанавливать в случае установки дублирующих и повторных знаков 1.1 или 1.2 по 5.1.6, 5.2.5 и 5.2.3 соответственно".
Пункт 5.2.14. Первый абзац. Заменить слово: "характерной" на "установленной".
Пункт 5.2.19 дополнить абзацем:
"В населенных пунктах при наличии знака 5.20 или 6.2.1 и разметки 1.25 знак 1.17 допускается не устанавливать".
Пункт 5.2.22. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.2.22 Знаки 1.20.1-1.20.3 "Сужение дороги" устанавливают вне населенных пунктов перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается более чем на 0,5 м, в населенных пунктах - на одну полосу или более, а в местах производства работ - более чем на 0,5 м. Знак также устанавливают перед мостовыми сооружениями и тоннелями, если ширина проезжей части в пределах искусственного сооружения менее, чем на подходах к нему".
Пункт 5.2.23. Первый абзац. Заменить слова: "Допускается не устанавливать знак перед участками дорог с односторонним движением протяженностью менее 100 м" на "Допускается не устанавливать знак перед участками дороги (проезжей части) с двусторонним движением, если им предшествует участок с односторонним движением протяженностью менее 100 м".
Пункт 5.2.25. Первый абзац. Заменить слово: "учреждений*" на "учреждений", сноску* исключить;
третий абзац. Заменить слова: "от 20 до 30 м от опасного участка" на "не более 30 м от начала опасного участка".
Пункт 5.2.27. Пятый абзац. Исключить слова: ", при этом допускается использовать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290".
Пункт 5.2.36. Первый абзац после слов "радиусами 600 м и менее" дополнить словами: ", с расстояниями видимости в плане или профиле менее минимальных значений (таблица 4)";
дополнить абзацем:
"Знаки 1.34.1 и 1.34.2 не должны вводить в заблуждение участников дорожного движения относительно направления движения".
Пункт 5.2.38. Заменить ссылку: "по ГОСТ 23407" на "по ГОСТ Р 58967".
Пункт 5.2.39. Заменить слово: "устанавливают" на "допускается устанавливать".
Пункт 5.3.2. Первый абзац после слов "Знак 2.1 "Главная дорога"" дополнить словами: "вне населенных пунктов";
второй абзац изложить в новой редакции:
"В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Знак допускается не устанавливать перед перекрестком, где главная дорога проходит в прямом направлении, а второстепенная дорога с односторонним движением начинается от данного перекрестка, а также на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной";
третий абзац. Заменить слова: "предварительно на расстоянии от 150 до 300 м до перекрестка и перед перекрестком (рисунок В.4а)" на "предварительный на расстоянии от 150 до 300 м до перекрестка с табличкой 8.1.1, а основной перед перекрестком (рисунок В.4а)".
Пункт 5.3.3. Второй абзац после слов "за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5" дополнить словами: "В населенных пунктах дорожный знак 2.2 допускается не устанавливать при наличии знаков 2.4 или 2.5".
Пункт 5.3.4. Первый абзац. Заменить слова: "на дорогах, обозначенными знаком 2.1" на "на главной дороге".
Пункт 5.4.19. Первый абзац. Заменить слово: "перекрестком" на "местами".
Пункт 5.4.21. Третий абзац изложить в новой редакции:
"Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля по таблице 4";
дополнить абзацем (перед последним):
"Знак 3.20 допускается устанавливать в местах начала линий разметки 1.1, 1.3, а также 1.11 (со стороны сплошной линии, запрещающей обгон) вне зависимости от условий видимости".
Пункт 5.4.22. Четвертый абзац. Заменить слово: "допускается" на "следует применять";
шестой абзац. Заменить слова: "(рисунок В.21)" на "(рисунок В.21а);
дополнить словами:
"Допускается не устанавливать знак 3.24 с табличкой 8.2.1 в случае, если установленная скорость движения на участке дороги данного направления с искусственной неровностью не превышает максимально допустимую скорость для конструкции искусственной неровности".