Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71880-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Правила применения

Automobile roads of general use. Anti-icing materials. Using regulations



ОКС 93.080.20

Дата введения 2025-02-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Дорожной Ассоциацией "Содружество эксплуатирующих организаций" (ДА "СЭО") при участии Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2024 г. № 1931-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила применения противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, за исключением улично-дорожной сети городских и сельских поселений в соответствии с СП 42.13330.

Настоящий стандарт предназначен для применения в дорожном хозяйстве при реализации мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования, при среднесрочном и долгосрочном планировании проведения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог, а также при разработке проектов содержания.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 30333 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования

ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33387-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 58426 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы противогололедные. Методы испытаний

ГОСТ Р 58862 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

ГОСТ Р 59201-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

ГОСТ Р 59205 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

ГОСТ Р 59434-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля

СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

противогололедные материалы; ПГМ: Твердые, жидкие или комбинированные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

[ГОСТ 33387-2015, пункт 3.1]

3.2

зимняя скользкость: Все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.

[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.3]

3.3

зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.1]

3.4

уплотненный снежный покров; УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.

[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.6]

3.5 снежно-ледяные образования; СЛО: Различные виды отложений в виде снега или льда или их проявлений и (или) совместных образований на покрытиях объектов дорожного хозяйства.

3.6

фрикционные материалы (противогололедные): Твердые, сыпучие нерастворимые (слаборастворимые) в воде материалы, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для ликвидации образования зимней скользкости, путем повышения коэффициента сцепления колес автотранспортных средств, вследствие повышения шероховатости снежно-ледяных отложений.

[ГОСТ 33387-2015, пункт 3.3]

3.7

комбинированные материалы (комбинированные ПГМ): Многокомпонентные твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе совокупность не менее одного химического противогололедного реагента и не менее одного фрикционного материала.

[ГОСТ 33387-2015, пункт 3.4]

3.8

уплотненный снег (снежный накат): Слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств

[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.5]

3.9

стекловидный лед: Лед на дорожном покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1,0 до 3,0 мм или матовой белой шероховатой корки толщиной до 10,0 мм.

[ГОСТ Р 59434-2021, пункт 3.20]

3.10 рыхлый снег: Неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части, обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей.

     4 Общие положения

4.1 ПГМ применяют для борьбы с зимней скользкостью (ЗС) в рамках работ по зимнему содержанию автомобильных дорог. Виды ЗС приведены в ГОСТ Р 59434-2021 (приложение А). Допускается применение отдельных видов ПГМ для очистки элементов обустройства автомобильных дорог в зимний период.

4.2 Применение ПГМ должно обеспечивать требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям в соответствии с [1] [статья 3, пункт 13.1, перечисление ж); пункт 13.9] и нормативное транспортно-эксплуатационное состояние конструктивных элементов и элементов обустройства автомобильных дорог, соответствующее требованиям ГОСТ 33181, ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 59434.

4.3 Применяемые ПГМ должны соответствовать требованиям ГОСТ 33387, а также ГОСТ Р 59201 в части зернового состава.

4.4 Планирование и организацию мероприятий по применению ПГМ выполняют на основе проекта содержания и (или) проекта оказания услуг (производства работ) с учетом требований настоящего стандарта.

Примечание - Здесь и далее под проектом содержания подразумевается отдельный проект содержания дороги либо соответствующий раздел, устанавливающий требования к содержанию в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильной дороги.

4.5 При планировании работ по борьбе с ЗС осуществляют выбор стратегии применения ПГМ в соответствии со следующими аспектами:

- полная ликвидация ЗС либо снижение степени ее отрицательного воздействия (при содержании покрытия автомобильной дороги под УСП);

- выбор момента применения ПГМ (предупреждение образования ЗС либо ликвидация ЗС);

- выбор типа ПГМ для применения на искусственных сооружениях.

4.6 При выборе стратегии использования ПГМ учитывают следующие факторы:

- климатические характеристики района, в котором расположен объект содержания;

- доступный уровень метеорологического обеспечения;

- технический уровень оснащения службы содержания и ее технологические особенности;

- стоимостные показатели и доступность ПГМ;

- технические характеристики объекта содержания и наличие искусственных сооружений в его составе;

- требования к уровню содержания и параметры интенсивности движения на участках автомобильных дорог объекта содержания;

- факторы негативного воздействия различных видов ПГМ (в т.ч. на конструктивные элементы и элементы обустройства автомобильных дорог и искусственных сооружений, окружающую среду и пр.).

4.7 Для принятия решений при организации и выполнении работ с применением ПГМ необходимо организовать дорожное метеорологическое обеспечение в соответствии с ГОСТ Р 59201-2021 (подраздел 12.3). Специализированную метеоинформацию необходимо учитывать при выборе вида и норм распределения ПГМ.

4.8 Планирование потребности в ПГМ осуществляют ежегодно, исходя из площади обрабатываемых участков автомобильных дорог, рекомендуемых норм распределения применяемых видов ПГМ для конкретных климатических условий и количества циклов обработки дорожного покрытия.

4.9 Для своевременного предупреждения или ликвидации ЗС с применением ПГМ подрядным организациям и владельцам автомобильных дорог необходимо организовать работу круглосуточной дежурно-диспетчерской службы и бригад, оснащенных необходимым количеством техники, оборудования, средств малой механизации работ и инструментом.

4.10 Квалификация персонала, выполняющего работы по борьбе с ЗС, подтверждается документом о прохождении профессиональной подготовки по учебным программам, разработанным на основе соответствующих профессиональных стандартов с учетом требований [2]. Персонал организации, выполняющий работы по борьбе с ЗС, должен быть ознакомлен со схемой обслуживаемых дорог с указанием снегозаносимых и гололедоопасных участков, технологическими картами по снегоочистке и борьбе с ЗС, а также соответствующими разделами проектов содержания и (или) проектов оказания услуг (производства работ).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».