Статус документа
Статус документа

ПНСТ 985-2024

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ПОДСИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Требования к составу задач и характеристикам картографического обеспечения информационных услуг, включая предоставление информации о параметрах вождения транспортных средств

Intelligent transport systems. Dispatch systems for urban ground passenger transport. Requirements for the list of tasks and characteristics of the cartographic support of information services, including the provision of information about vehicle driving parameters



ОКС 03.220.20

Срок действия c 2025-06-01

по 2028-06-01

с правом досрочного применения

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТ" (ООО "ТрансТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 057 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2024 г. № 113-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35, и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Автомобильный и электрический наземный городской пассажирский транспорт (НГПТ), рассматриваемый как объект государственного (муниципального) управления, использует при решении своих задач результаты картографической деятельности, в первую очередь различные карты, представленные в цифровом виде, а также наборы пространственных данных, необходимых для принятия эффективных управленческих решений при организации перевозок пассажиров и в процессе оперативного диспетчерского управления. Эти задачи решаются в рамках картографического обеспечения информационных услуг, входящего в состав подсистемы диспетчерского управления НГПТ.

По классификации, разработанной в ГОСТ Р ИСО 14813-1, подсистемы диспетчерского управления НГПТ являются подсистемами интеллектуальных транспортных систем, которые принадлежат сервисному домену - общественный транспорт; сервисная группа - управление общественным транспортом.

Актуальность настоящего стандарта определяется тем, что в нем устанавливаются требования к характеристикам картографического обеспечения информационных услуг, включая описание алгоритмов решения основных задач, использующих пространственные данные в процессе диспетчерского управления НГПТ, а также при реализации информационных запросов пользователей.

В настоящем стандарте представлен подход к решению задачи формирования и предоставления информации о параметрах вождения транспортных средств (ТС) на основе контроля скоростного режима движения ТС НГПТ с использованием картографического обеспечения. Необходимость и актуальность контроля скоростного режима движения ТС НГПТ объясняется действием целого ряда негативных факторов, связанных с непрерывным ростом численности парка автотранспортных средств. Контроль и ограничение скоростного режима движения ТС с использованием инструментальных средств указывается в качестве одной из приоритетных задач в основополагающих нормативно-правовых актах и документах по безопасности дорожного движения [1]-[3].

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на характеристики и задачи картографического обеспечения информационных услуг в рамках подсистем диспетчерского управления наземным городским пассажирским транспортом (НГПТ).

Стандарт устанавливает требования к характеристикам и задачам картографического обеспечения информационных услуг, включая предоставление информации о параметрах вождения транспортных средств (ТС) автомобильного транспорта.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 21667 Картография. Термины и определения

ГОСТ 32422 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 51605 Карты цифровые топографические. Общие требования

ГОСТ Р 52155 Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52571 Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования

ГОСТ Р 52572 Географические информационные системы. Координатная основа. Общие требования

ГОСТ Р 52573 Географическая информация. Метаданные

ГОСТ Р 52928 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 54026 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров

ГОСТ Р 54722 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики подсистемы картографического обеспечения

ГОСТ Р 54723 Глобальная навигационная спутниковая система. Система управления городским пассажирским транспортом комплексная. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы анализа пассажиропотоков

ГОСТ Р 59120 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования

ГОСТ Р ИСО 14813-1 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52572, ГОСТ Р 52928, ГОСТ 21667, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

транспортные средства: Устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.

[[3], статья 1, пункт 11]

3.2

идентификатор: Уникальная характеристика пространственного объекта, присваиваемая или назначаемая в системе диспетчерского управления транспортом, достаточная для постоянной идентификации указанного пространственного объекта независимо от времени и его местоположения.

[ГОСТ 54722-2011*, пункт 3.2]

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 54722-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3

система диспетчерского управления транспортом: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения.

[ГОСТ 32422-2013, пункт 2.1]

3.4

мониторинг: Специально организованное систематическое наблюдение за местонахождением и состоянием транспортного средства на основе навигационной и телеметрической информации с целью оценки, контроля или прогноза процесса перевозки.

[ГОСТ 54722-2011, пункт 3.4]

3.5

навигационная информация: Совокупность координатно-временных данных, характеризующих параметры местонахождения, скорости и направления движения транспортного средства, получаемая с помощью навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем и передаваемая в диспетчерский пункт по каналам связи.

[ГОСТ 54722-2011, пункт 3.7]

3.6

маршрут: Путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.

[[4], статья 2, пункт 8]

3.7

маршрут регулярных перевозок: Предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

[[4], статья 2, пункт 9]

3.8

объекты транспортной инфраструктуры: Сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

[[4], статья 2, пункт 10]

3.9

остановочный пункт: Место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

[[4], статья 2, пункт 11]

3.10

расписание: График, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

[[4], статья 2, пункт 15]

3.11

начальный остановочный пункт: Первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании.

[[5], статья 3, пункт 10]

3.12

конечный остановочный пункт: Последний остановочный пункт, который указан в расписании.

[[5], статья 3, пункт 11]

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs