МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 декабря 2024 года № 661

О проведении общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда



В соответствии со статьями 211.2, 211.3 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в целях повышения эффективности работ по снижению уровней профессиональных рисков, сохранения жизни и здоровья работников, создания условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований законодательства об охране труда, к улучшению условий труда работников

приказываю:

1. Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту условий и охраны труда (Молебнов Г.В.) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2022 г. № 101 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.Вовченко.

5. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2025 г.

Министр
А.Котяков



Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2024 года № 661



Положение о проведении общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда



1. Положение о проведении общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда (далее соответственно - Положение, мониторинг) определяет порядок организации и проведения мониторинга.

2. Мониторинг осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях оценки ситуации в области условий и охраны труда, а также в целях выработки предложений по ее улучшению.

3. Предметом мониторинга является состояние условий и охраны труда.

4. Основными объектами мониторинга являются:

а) уровень производственного травматизма и принимаемые меры по его снижению и профилактике;

б) условия труда на рабочем месте;

в) специальная оценка условий труда;

г) государственная экспертиза условий труда;

д) управление профессиональными рисками, включая следующие процессы функционирования системы управления охраной труда:

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;

проведения медицинских осмотров работников;

обучения по охране труда работников и работодателей и проверки знания требований охраны труда, в том числе обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по применению средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

е) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

ж) обеспечение по обязательному социальному страхованию и финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

з) социальное партнерство в сфере охраны труда;

и) информационно-просветительские мероприятия;

к) законы и иные нормативные правовые акты в области охраны труда субъектов Российской Федерации;

л) мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включенные в государственные программы субъектов Российской Федерации;

м) профессиональная подготовка специалистов по охране труда;

н) передовой опыт по улучшению условий и охраны труда;

о) ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части законодательства об охране труда;

п) международное сотрудничество (ЕАЭС, БРИКС, СНГ, Союзное государство) в области охраны труда.

5. Проведение мониторинга обеспечивает информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда, организаций и граждан о результатах мониторинга, в том числе для целей его использования в работе по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

6. Мониторинг осуществляется Минтрудом России с участием:

а) Федеральной службы по труду и занятости;

б) Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

в) ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России (далее - ВНИИ труда);

г) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

д) иных органов и организаций в пределах их компетенции.

7. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда представляются сведения, необходимые для проведения мониторинга, перечень которых предусмотрен:

пунктами 1-2, подпунктами "а", "б" пункта 3, пунктами 4-12 приложения № 1 к Положению ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным;

подпунктом "в" пункта 3 приложения № 1 к Положению ежегодно в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;

пунктом 13 приложения № 1 к Положению - ежегодно в срок до 1 марта года, следующего отчетным, ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сведения представляются во ВНИИ труда в электронном виде путем заполнения электронных форм, размещенных на сайте ВНИИ труда по адресу: http://monitoring.vcot.info, их визирования исполнителем и подписания руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда электронной подписью.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда следует обеспечить контроль за своевременностью и качеством предоставляемых сведений.

8. ВНИИ труда обеспечивает контроль за своевременностью и качеством предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с пунктом 7 Положения сведений, в том числе посредством модуля обратной связи, позволяющему осуществить взаимодействие ВНИИ труда с указанными органами в электронном виде.

9. Федеральная служба по труду и занятости, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, представляют в Минтруд России, в том числе в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, сведения, необходимые для проведения мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Положению, в целом по Российской Федерации, федеральным округам Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации в электронном виде.

10. Иные органы и организации представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения мониторинга, на основании запроса Минтруда России (по согласованию).

11. Минтруд России обеспечивает:

а) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда;

б) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации;

в) размещение результатов мониторинга на официальном сайте Минтруда России в срок до 1 октября текущего года.

Приложение № 1
к Положению о проведении
общероссийского мониторинга
условий и охраны труда,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 3 декабря 2024 года № 661



Перечень сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда



1. Сведения о ситуации в области охраны труда в субъекте Российской Федерации, перспективах ее развития, проблемах в области охраны труда, управленческих инструментах их решения.

2. Сведения об уровне производственного травматизма в субъекте Российской Федерации и принимаемых мерах по его снижению и профилактике, включающие информацию о:

а) количестве принятых участий представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в расследовании несчастных случаев в соответствии с частью второй статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации;

б) количестве актов о несчастном случае на производстве, полученных в соответствии с частью третьей статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации для анализа состояния и причин производственного травматизма и разработки предложений;

в) результатах анализа состояния и причин производственного травматизма в субъекте Российской Федерации, а также о принимаемых дополнительных мерах в случае роста уровня производственного травматизма по соотношению к предыдущему году и причинах такого роста;

г) предложениях по профилактике производственного травматизма.

3. Сведения о разработке, актуализации и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, включенных в состав государственных программ субъекта Российской Федерации:

а) общие сведения о государственной программе субъекта Российской Федерации, содержащей мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

б) сведения о финансировании программных мероприятий, включая сведения о формировании бюджета субъекта Российской Федерации в части планирования бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда (при отсутствии финансирования указать причины отсутствия), планируемых затратах на текущий год и планируемых мероприятиях, а также сведения об имеющихся потребностях на реализацию мероприятий в области охраны труда и требуемом объеме их финансирования (при превышении указанного объема финансирования над заявленным на текущий год указать о причинах несоответствия);

в) сведения о целях, направлениях, показателях, связанных с улучшением условий и охраны труда, государственных программ субъектов Российской Федерации.

4. Сведения о разработке и совершенствовании нормативной правовой базы по охране труда субъекта Российской Федерации, включающие информацию о:

а) наличии закона об охране труда субъекта Российской Федерации или его аналоге;

б) наличии иных законов, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы в субъекте Российской Федерации;

в) наличии нормативного акта о наделении органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда, переданных с уровня соответствующего субъекта Российской Федерации;

г) разработке (актуализации действующих) законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда.

5. Сведения о реализации на территории субъекта Российской Федерации межведомственного взаимодействия и социального партнерства, в том числе о:

а) деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации, с указанием тематик рассматриваемых вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда, и о результатах их рассмотрения на заседаниях указанных комиссий;

б) деятельности межведомственных комиссий по охране труда субъекта Российской Федерации (или ее аналогах), созданных для целей реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда (часть вторая статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации), с указанием тематик рассматриваемых вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда, и о результатах их рассмотрения на заседаниях указанных комиссий;

в) наличии в региональных трехсторонних соглашениях, в том числе отраслевых и территориальных, обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда.

6. Сведения о проведении информационно-просветительских мероприятий, в том числе о:

а) подготовке и издании отчетных, справочных, информационных материалов о состоянии условий и охраны труда и их распространении;

б) выпуске и тиражировании социальной рекламы (с указанием детализированной тематики);

в) проведении консультаций по вопросам охраны труда (телефоны "горячей линии", приемы граждан, выездные семинары);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»