Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по разработке и актуализации профессионального стандарта

II. Рекомендации по содержанию проекта

 

13. Проект ПС разрабатывается в соответствии с макетом профессионального стандарта, утвержденным Министерством.

14. При подготовке проекта:

1) для наименования профессионального стандарта используется существительное или словосочетание в именительном падеже, отражающее вид профессиональной деятельности. Для профессиональных стандартов, требующих среднего профессионального образования (для специалистов среднего звена) и/или высшего образования, рекомендуется название со словом "специалист";

2) позиция "Регистрационный номер" заполняется Министерством при утверждении профессионального стандарта в установленном порядке;

3) содержание включает перечень всех разделов и подразделов проекта с указанием номера страницы, с которой начинается раздел или подраздел;

4) раздел I "Общие сведения" (далее - раздел I) включает:

наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом области профессиональной деятельности и Общероссийского классификатора занятий (далее - ОКЗ);

позицию "код", заполняемую Министерством;

строку "Краткое описание вида профессиональной деятельности", в которой кратко и информативно отражается предназначение вида профессиональной деятельности;

строку "Группа занятий", в которой указывается наименование одной или нескольких начальных групп занятий (xxxx) в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта;

строку "Отнесение к области профессиональной деятельности", в которой указываются код и наименование области профессиональной деятельности, к которой относится данный вид профессиональной деятельности;

5) раздел II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" (далее - раздел II) содержит перечень трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:

в графе "Обобщенные трудовые функции" - код, наименование обобщенной трудовой функции, уровень квалификации, примеры наименований должностей, профессий рабочих. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях разработки профессиональных стандартов (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", далее - уровни квалификации). Перечень обобщенных трудовых функций начинается с обобщенной трудовой функции наименьшего уровня квалификации для разрабатываемого проекта;

в графе "Трудовые функции" - наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате "x/xx.x", где: первый знак - буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака после косой черты - порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности (при этом применяется сквозная нумерация трудовых функций в рамках обобщенной трудовой функции); последний знак после точки - номер уровня квалификации.

Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01.

Пример: A/01.6 - код первой трудовой функции, относящейся к 6-му уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A.

Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик может указать подуровни квалификации, одобренные Советом, фиксируемые в формате: "x.x", где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку - подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему.

Пример: 6.1 - первый подуровень шестого уровня квалификации.

Наименования обобщенных трудовых функций, трудовых функций, формулировки знаний и умений должны содержать не более 250 знаков;

6) раздел III "Характеристика обобщенных трудовых функций" (далее - раздел III) содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав.

Пункт 3.1 включает следующие подразделы:

"Наименование и код обобщенной трудовой функции", а также "уровень квалификации", к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы "Обобщенные трудовые функции" раздела II;

"Возможные наименования должностей, профессий рабочих" - примеры наименований должностей, профессий рабочих, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию. Перечень наименований должностей, профессий рабочих не является исчерпывающим. В перечень в обязательном порядке должны включаться наименования должностей, профессий рабочих, выполнение работ по которым связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений. В этом случае наименования должностей, профессий рабочих должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках и нормативных правовых актах (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации), а в трудовых функциях должны быть перечислены виды работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и со списками 1 и 2;

_______________

Постановление Совета Министров Союза ССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

"Пути достижения квалификации" (при отсутствии информации в ячейках ставится прочерк) содержит:

"Образование и обучение" - профессиональное обучение или уровень профессионального образования, необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции, в соответствии с законодательством об образовании. В обобщенной трудовой функции может быть указано несколько образовательных траекторий. В этом случае между траекториями в отдельной строке ставится союз "или". При наличии нескольких требований в рамках одной образовательной траектории используется союз "и", требования перечисляются в строку.

В случае отсутствия профильного образования (профессионального обучения) в качестве одной из траекторий может быть предусмотрено прохождение независимой оценки квалификации, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (при наличии соответствующих требований, установленных иными нормативными правовыми актами);