Статус документа
Статус документа

ГОСТ 23961-2024

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

Subways. Constraction, equipment and rolling stock clearances



МКС 93.060

Дата введения 2025-06-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий"), Акционерным обществом "Мосинжпроект" (АО "Мосинжпроект") совместно с ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"; ГУП "Московский Метрополитен"; АО "Метрогипротранс"; АО "Моспромпроект", ГУП "Петербургский метрополитен"; Тоннельной Ассоциацией России под научным руководством д.т.н. Д.С.Конюхова, д.т.н. И.Я.Дормана при участии А.В.Панфилова, Т.Е.Мозжухиной, П.В.Кочеткова, А.М.Потокиной, Я.А.Рейсбих, А.А.Бочанаева, И.В.Муравьева, А.В.Ефремова, Е.В.Рытниковой, Е.В.Ивановой, Л.Б.Никандрова, Э.И.Ханукова, П.А.Якимова, В.Ю.Шибалева, к.т.н. Д.А.Цюпы, М.В.Королева, Е.А.Стрекаловского

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2024 г. № 179-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

 

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узбекское агентство по техническому регулированию

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2024 г. № 1849-ст ГОСТ 23961-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2025 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 23961-80

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Настоящий стандарт разработан в целях реализации требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обеспечению безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданий и сооружений, энергетической эффективности зданий и сооружений, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Кроме того, настоящий стандарт обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышение уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, приведение к единообразию методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки, взаимную согласованность действующих нормативных документов в сфере строительства, снижение стоимости и сроков строительства, внедрение новых материалов и технологий.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов.

1.2 Установленные настоящим стандартом габариты необходимо применять при проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них, реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них, проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.

     2 Термины, определения, сокращения и обозначения

     2.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 габарит подвижного состава (rolling stock gauge): Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии при максимальной вместимости.

2.1.2 габарит приближения оборудования (equipment clearance): Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части оборудования и устройств за исключением края станционной и служебной платформ или служебного мостика, элементов автоматических станционных дверей и частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (например, скоба путевого автостопа, контактный рельс).

2.1.3 габарит приближения строений (constraction clearance): Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава и оборудования, не должны попадать никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме лестниц с торцов пассажирских платформ, лотковой части обделки, обжатой на породу, упоров тоннельных затворов с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.

2.1.4 геометрический вынос подвижного состава (geometric offset of rolling stock): Отклонение частей подвижного состава относительно оси пути в кривой, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.

2.1.5 контактный рельс (conductor rail): Вид контактной сети, предназначенный для контакта с рельсовыми токоприемниками подвижного состава.

2.1.6 направляющие сечения (guiding sections): Сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава, через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных и по оси пятников кузова шестиосных.

2.1.7 проектное очертание подвижного состава (rolling stock design outline): Поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

2.1.8 пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования (space between structure gauge and rolling stock clearance): Пространство, установленное для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, электромеханических устройств, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, путей вывода людей при нештатной остановке поезда в тоннеле, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями и других эксплуатационных обустройств.

2.1.9 пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (space between the equipment gauge and rolling stock clearance): Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава, установленное для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах; для размещения края станционной и служебной платформы или служебного мостика и частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (например, скоба путевого автостопа, контактный рельс).

2.1.10 станция (station): Комплекс сооружений и устройств, позволяющих производить операции по приему, отправлению подвижного состава и обслуживанию пассажиров.

2.1.11 станция закрытого типа (platform screen doors station): Станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами (колоннами) с автоматическими станционными дверями.

2.1.12 строительное очертание подвижного состава (construction outline of rolling stock): Поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в его ненагруженном состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути.

2.1.13 уровень головок рельсов (top of rails): Плоскость, горизонтальная относительно верха головок рельсов.

Примечания

1 На прямых участках трассы - горизонтальная линия, касательная к верху головок рельсов.

2 На участках трассы, требующих устройства возвышения наружного рельса в тоннелях и закрытых наземных участках, - горизонтальная линия с отклонением от нее на половину возвышения вверх наружного рельса, вниз внутреннего рельса.

3 На открытых участках трассы, требующих устройства возвышения наружного рельса - горизонтальная линия с отклонением от нее на величину возвышения вверх наружного рельса.

     2.2 Сокращения и обозначения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения и обозначения:

ДАС - двери автоматические станционные;

УГР - уровень головок рельсов;

- габарит приближения строений, установленный для тоннелей кругового очертания;

- габарит приближения строений, установленный для тоннелей кругового очертания в двухпутном исполнении в зоне служебных мостиков и платформ;

- габарит приближения строений, установленный для тоннелей, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах;

- габарит приближения строений, установленный для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков в зоне служебных мостиков и платформ;

- габарит приближения строений для станций в границах пассажирских платформ;

- габарит приближения строений для станций закрытого типа;

- габарит приближения оборудования;

- габарит приближения оборудования, установленный для тоннелей кругового очертания;

- габарит приближения оборудования, установленный для тоннелей, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах;

- габарит приближения оборудования для станций в границах пассажирских платформ;

- габарит приближения оборудования для станций закрытого типа;

M - габарит подвижного состава, в том числе путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена;

a - ширины водоотводного лотка;

q - смещение оси габарита во внутреннюю сторону кривой относительно оси пути.

     3 Общие положения

3.1 Настоящий стандарт устанавливает:

- габариты приближения строений;

- габарит приближения оборудования;

- габарит подвижного состава;

- строительное очертание подвижного состава;

- проектное очертание подвижного состава;

- пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования;

- пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава;

- расстояния между осями смежных путей.

3.2 Для двухпутных тоннелей допускается совмещать и и принимать минимальное совмещенное очертание габарита приближения строений.

3.3 Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».