Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 71859-2024



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авиационная техника

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МАССЫ

Документация контроля массы и массово-инерционных характеристик изделий в организации

Aviation equipment. Automated mass control system. Documentation of mass control and mass-inertia characteristics of products at the enterprise



ОКС 49.020

Дата введения 2025-02-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2024 г. № 1848-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан на основе отраслевого стандарта ОСТ 1 00273-78 "Автоматизированная система весового контроля. Документация контроля весовых и массово-инерционных характеристик изделий на предприятии".

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

- основные положения по составлению, получению, циркуляции и отражению в цифровых активах и базах данных документации, необходимой для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик изделий авиационной техники (без расходуемых масс);

- структуру, размер, основные элементы содержания бумажной документации;

- формы, размеры и требования к содержанию документов с данными, предназначенными для ввода информации в устройства программно-аппаратных средств при определении массы, массово-инерционных характеристик изделий;

- формы и требования к содержанию документов с итоговыми результатами расчета, выводимых с любой заданной периодичностью на устройства вывода данных;

- правила записи информации в формы документов автоматизированного контроля массы;

- организационно-функциональную структуру системы контроля массы и массово-инерционных характеристик в организации.

Требования настоящего стандарта распространяются на организации, осуществляющие разработку и серийное изготовление изделий авиационной техники, а также на организации-поставщики, осуществляющие для данных организаций изготовление комплектующих изделий.

Стандарт не распространяется на авиационные газотурбинные двигатели и их комплектующие изделия.

Примечание - Для двигателестроительных организаций работы по контролю массы рекомендуется выполнять с учетом требований ГОСТ 17106, а также действующих в организации документов по стандартизации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.305 Единая система конструкторской документации. Изображения - виды, разрезы, сечения

ГОСТ 17106 Двигатели газотурбинные авиационные. Понятия, состав и контроль массы

ГОСТ Р 2.104 Единая система конструкторской документации. Основные надписи

ГОСТ Р 2.504 Единая система конструкторской документации. Электронная конструкторская документация. Правила внесения изменений

ГОСТ Р 59818 Самолеты и вертолеты. Контроль массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий в серийном производстве. Общие технические требования

ГОСТ Р 70641-2023 Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения, сокращения и обозначения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

авиационная техника: Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 58054-2018, пункт 3.1.1]

3.1.2 внешняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между организациями, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик изделий (без расходуемых масс) авиационной техники.

3.1.3 внутренняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между различными подразделениями внутри организации, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик изделий (без расходуемых масс) авиационной техники.

3.1.4 лимитная масса изделия: Максимальная масса, установленная техническим заданием, техническими условиями на разработку и поставку изделия.

3.1.5 сосредоточенная масса: Масса участка распределенной массы, заменяемая массой, располагаемой в центре тяжести участка.

3.1.6

     специфицированное изделие: Изделие, состоящее из двух и более составных частей.

     

     [ГОСТ Р 2.005-2023, статья 18]

3.1.7 фактическая масса изделия: Суммарная масса изделия, полностью изготовленного в соответствии с чертежом (спецификацией), определяемая взвешиванием.

3.1.8 чертежная масса изделия: Суммарная масса изделия, указанная в чертеже, а для бесчертежных деталей - масса, указанная в спецификации.

3.1.9

покупное (комплектующее) изделие: Изделие, изготовленное по конструкторской документации организации-поставщика, приобретаемое организацией в готовом виде с эксплуатационной документацией.

[ГОСТ Р 2.005-2023, статья 14]

3.1.10 центр тяжести механической системы: Воображаемая точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести (действующих на систему) равен нулю.

3.1.11 момент инерции: Количественная мера (величина) инертных свойств твердого тела при вращательном движении, характеризующая распределение масс в теле и зависящая от распределения массы относительно неподвижной оси вращения.

3.1.12

изделие основного производства: Изделие, предназначенное для поставки (реализации) в качестве товарной продукции.

[ГОСТ Р 2.005-2023, статья 24]

3.1.13

составная часть изделия: Изделие, выполняющее определенные функции в составе другого изделия.

Примечания

1 Понятие "составная часть изделия" следует применять в отношении конкретного изделия, в состав которого оно входит.

2 Составными частями изделия могут быть изделия, виды которых установлены в ГОСТ Р 2.101, а также материалы, программные изделия и базы данных.

[ГОСТ Р 2.005-2023, статья 3]

3.1.14

сборочная единица: Изделие, составные части которого подлежат соединению между собой в организации-изготовителе посредством сборочных операций.

Примечания

1 К сборочным операциям относят: свинчивание, сочленение, клепку, сварку, пайку, опрессовку, развальцовку, склеивание, сшивку, укладку и т.п.

2 Сборочная единица может включать в себя программные изделия и базы данных, в этом случае используются операции записи (копирования) на электронный носитель, установки программы и т.п.

[ГОСТ Р 2.005-2023, статья 5]

3.1.15

деталь: Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.

[ГОСТ Р 2.005-2023, статья 4]

3.1.16 администратор автоматизированной системы: Работник в области информационных технологий, ответственный за установку, настройку, обслуживание и обеспечение безопасности компьютерных систем сетей в организации.

3.1.17 подразделение контроля массы: Отдел, бригада или группа лиц в организации, специально выделенная для ведения контроля массы изделий авиационной техники.

3.2 Сокращения и обозначения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения и обозначения:

АС - автоматизированная система;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs