ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 ноября 2024 года № 3386-р
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года.
2. Минфину России:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России обеспечить реализацию основных направлений, утвержденных настоящим распоряжением;
в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации указанных основных направлений.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
К 2024 году в Российской Федерации создана и функционирует система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, соответствующая современному уровню развития экономических и гражданско-правовых отношений.
Принимаемые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - финансовая отчетность) ориентированы на реализацию потребностей в первую очередь широкого круга пользователей финансовой отчетности, формирование реальной картины деятельности экономических субъектов как отдельных юридических лиц и как головных организаций контролируемых групп. В бухгалтерском учете применяются способы оценки и представления информации, содержащие прогностические элементы, без которых в современной экономике экономическим субъектам невозможно принимать обоснованные решения по вопросам управления и инвестирования. В сравнении с финансовой отчетностью, составлявшейся по ранее действовавшим правилам, сегодня ее пользователи видят реальное положение дел у экономического субъекта, а не только соответствие финансовой отчетности установленным правилам, суммы, которые можно получить от использования активов, а не суммы потраченных на их приобретение средств, все подлежащие исполнению экономическим субъектом обязательства, а не только их задокументированную часть, результативность и риски деятельности руководства экономического субъекта.
С целью оптимизации затрат на ведение бухгалтерского учета и снижения административной нагрузки требования к бухгалтерскому учету дифференцированы для разных категорий экономических субъектов. Полный комплект требований определяется совокупностью федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета (далее - стандарты учета). Упрощенный комплект требований определяется сокращенной совокупностью федеральных стандартов бухгалтерского учета. Требования к консолидированной финансовой отчетности устанавливаются международными стандартами финансовой отчетности, признанными в Российской Федерации. При этом полный и упрощенный комплекты требований применяются при составлении юридически значимой финансовой отчетности, данные которой используются, в частности, при определении размера дивидендов, разрешении хозяйственных споров, формировании показателей официальной статистики, исчислении налогов, тарифном регулировании. Полный комплект требований действует в отношении финансовой отчетности прежде всего общественно значимых экономических субъектов, которые также составляют консолидированную финансовую отчетность. Субъекты малого предпринимательства (за исключением общественно значимых) и подавляющее большинство некоммерческих организаций вправе вести упрощенный бухгалтерский учет. Индивидуальные предприниматели вправе ограничиться ведением только налогового учета.
Упрощенный бухгалтерский учет предполагает отказ от сложных способов ведения бухгалтерского учета (например, применение стандартов бухгалтерского учета строительного подряда, оценочных и налоговых обязательств, прекращаемой деятельности, способов капитализации объектов основных средств, аренды, нематериальных активов, применения дисконтирования, переоценки, обесценения при оценке активов), раскрытия многих видов информации (например, о связанных сторонах, сегментах). В рамках упрощенного бухгалтерского учета экономические субъекты применяют сокращенное количество синтетических счетов (упрощенный план счетов) и упрощенную систему регистров бухгалтерского учета, составляют упрощенную финансовую отчетность. При этом экономический субъект самостоятельно решает, вести ли упрощенный бухгалтерский учет вместо полного и какие упрощения применять. По экспертным оценкам, упрощенный бухгалтерский учет позволяет сократить объем финансовой отчетности на 80 процентов по сравнению с полным бухгалтерским учетом.
Реализованный в настоящее время подход к регулированию бухгалтерского учета обеспечивает прозрачность этого процесса, его информационную открытость и вовлеченность в него широкого круга заинтересованных лиц. Интересы последних реализуются через процедуру принятия стандартов бухгалтерского учета, установленную Федеральным законом "О бухгалтерском учете". В рамках этой процедуры разработка и публичное обсуждение проектов стандартов бухгалтерского учета осуществляются, как правило, субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (профессиональными и деловыми объединениями). Профессиональная экспертиза проектов стандартов бухгалтерского учета и общественный надзор за их качеством осуществляются созданным в соответствии с указанным Федеральным законом советом по стандартам бухгалтерского учета, две трети членов которого представляют интересы субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности и одна треть - интересы государства. Обеспечение соответствия стандартов бухгалтерского учета законодательству и проводимой государственной политике, введение их в действие и их государственная регистрация отнесены к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.
Доверие заинтересованных пользователей финансовой отчетности к содержащейся в ней информации призван обеспечивать независимый аудит. Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации.
В результате реализации в 2021-2023 годах Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р:
обеспечено стабильное функционирование рынка аудиторских услуг, в частности, повысилась прозрачность рынка аудиторских услуг, создана и реализована система взаимодействия контрольных (надзорных) органов в сфере аудиторской деятельности с потребителями аудиторских услуг, существенно расширилась деятельность саморегулируемой организации аудиторов по методическому обеспечению аудиторской деятельности, активизировано участие субъектов аудиторской деятельности в национальной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
внедрена новая модель регулирования аудиторской деятельности, в которой требования к субъектам аудиторской деятельности дифференцированы в зависимости от общественной значимости обслуживаемых ими организаций, реализован принцип пропорциональности регулирования, Центральный банк Российской Федерации наделен рядом полномочий в сфере аудиторской деятельности, начали применяться более строгие правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и профессиональные этические требования, все субъекты аудиторской деятельности объединены в единой саморегулируемой организации, которая наделена дополнительными регуляторными функциями;
реализована новая модель квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, обеспечивающая объективную оценку наличия у лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, необходимого уровня теоретических знаний в областях, имеющих отношение к этой деятельности, и способности применять такие знания в работе;
осуществлен переход к новой модели контроля (надзора) за аудиторской деятельностью, в рамках которой: Федеральным казначейством и Центральным банком Российской Федерации ведутся реестры аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги соответственно общественно значимым организациям и общественно значимым организациям на финансовом рынке, внешний контроль деятельности аудиторских организаций, осуществляемый Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов, основан на риск-ориентированном подходе, устранено дублирование контрольных функций Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов, введена процедура признания Центральным банком Российской Федерации аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности.
Национальная система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в полной мере сопоставима с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой. Это способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Российские рынки бухгалтерских и аудиторских услуг становятся частью соответствующих секторов единого рынка Евразийского экономического союза. Запущен процесс признания финансовой отчетности российских организаций и аудиторских заключений о ней, выпущенных российскими аудиторскими организациями в других государствах, с целью существенно снизить транзакционные издержки российского бизнеса при выходе на рынки этих государств.
Регулирование системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет осуществляться полностью на национальном уровне. Это обеспечивает информационную независимость и безопасность Российской Федерации. Стандарты бухгалтерского учета утверждаются нормативными правовыми (нормативными) актами, принимаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Международные стандарты финансовой отчетности, применяемые для составления консолидированной финансовой отчетности и раскрытия информации об устойчивости, и международные стандарты аудита, определяющие порядок оказания аудиторских услуг, вводятся по результатам проведения установленных Правительством Российской Федерации специальных процедур признания, включающих в том числе оценку соответствия их национальным интересам.
В среднесрочной перспективе государственная политика в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Сложившаяся система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в целом обеспечивает представление необходимой информации о деятельности экономических субъектов участникам гражданского оборота. В связи с этим основания и необходимость концептуального пересмотра указанной системы в настоящее время отсутствуют. Государственная политика будет нацелена главным образом на дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности указанной информации, что будет достигаться необходимыми точечными изменениями сложившейся системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности и корректировкой направлений ее развития.
В процессе развития системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности особую актуальность для поддержания ее единства и целостности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Для этого будет продолжена практика планирования разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 5 лет, принятия каждого стандарта по процедуре, включающей несколько публичных обсуждений, экспертиз, поддержания неизменности количества федеральных стандартов бухгалтерского учета, минимизации случаев содержательного изменения стандартов. Должна быть повышена дисциплина исполнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Аналогично в сфере аудиторской деятельности будет продолжена практика принятия стандартов аудиторской деятельности после проведения экспертиз, минимизации случаев содержательного изменения этих стандартов.
________________
Начиная с 2013 года в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" внесены лишь несколько содержательных изменений. С 2011 года количество федеральных стандартов бухгалтерского учета остается неизменным. Правила бухгалтерского учета применяются в течение длительного времени - до введения в действие новых стандартов в 2022-2024 годах стандарт "Нематериальные активы" действовал 15 лет, "Основные средства" - 21 год, "Аренда" - 25 лет.
Первостепенное значение в обеспечении стабильности указанной системы имеет выявление рисков ее развития (в частности, несоответствия реальной экономической ситуации, несопоставимости информации, непоследовательности регулирования, однобокости развития, асимметричности в удовлетворении интересов пользователей). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в Российской Федерации и отвечать характеру и уровню развития системы управления экономикой. Форсирование изменений в бухгалтерском учете, финансовой отчетности и аудиторской деятельности вне связи с изменениями в системе управления экономикой и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации бухгалтерской и аудиторской профессии, ее институтов, а также ослаблению финансовой дисциплины.
Вопросы развития учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут рассматриваться во взаимосвязи с формированием иных видов отчетности и информации, раскрываемых экономическими субъектами, и представлением их участникам гражданского оборота. Такой подход требует координации деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование отдельных видов отчетности и раскрываемой информации.
Государственная политика в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности должна обеспечивать преемственность и непрерывность развития системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития. Органы государственной власти должны обеспечить возможности для участия в выработке и реализации государственной политики деловому, профессиональному и научному сообществам. Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, разработки и издания соответствующих профессиональных рекомендаций, проведения разнообразных организационных, образовательных и информационных мероприятий.
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут:
развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости в качестве основного инструмента регулирования;
расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей;
совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Помимо указанных направлений, содержательное наполнение которых определено ниже, ключевую роль в дальнейшем развитии рассматриваемой сферы призваны играть скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в:
цифровизации бухгалтерского учета и аудита, осуществляемых в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", и стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. № 637-р;
повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала, которые будут осуществляться в рамках национального проекта "Кадры";
популяризации и распространении знаний в рассматриваемой сфере среди широкого круга заинтересованных лиц, осуществляемых в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р.
Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, финансовой сфере) имеет определенные особенности.
________________
В бюджетной сфере направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности" система стандартов бухгалтерского учета как документов, устанавливающих минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета, включает стандарты бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности, признанные для применения на территории Российской Федерации.
В системе бухгалтерского учета обеспечивается единство требований к нему. Такое единство является основой сопоставимости финансовой информации о деятельности экономических субъектов всех секторов экономики, включая финансовый. Такое единство обеспечивается установлением в федеральных стандартах бухгалтерского учета минимально необходимых требований к бухгалтерскому учету независимо от вида экономической деятельности и применением международно признанных стандартов как основы разработки всего комплекса стандартов бухгалтерского учета. При этом федеральные стандарты бухгалтерского учета определяют прежде всего принципы и требования, позволяющие экономическим субъектам адаптировать ведение бухгалтерского учета к масштабам, характеру и условиям своей деятельности. Экономические субъекты самостоятельны в выборе способов ведения бухгалтерского учета, построении документооборота, в том числе в конструировании форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, организации обработки учетной информации, ориентированной в первую очередь на цифровые технологии.
Для поддержания единства требований к бухгалтерскому учету целесообразно принять акт, определяющий концептуальные основы учета. Указанный акт, разработанный на основе аналогичного документа международных стандартов финансовой отчетности, не являющийся стандартом бухгалтерского учета, с одной стороны, станет ориентиром для разработчиков стандартов бухгалтерского учета и иных документов в области регулирования бухгалтерского учета. С другой стороны, он предназначен для применения при оценке достоверности финансовой отчетности ее составителями, пользователями и аудиторами.
В системе бухгалтерского учета, принятой в Российской Федерации, реализуются требования, обеспечивающие ее непротиворечивость международно признанной практике. Это способствует в том числе повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Этот подход важен также для успешного участия Российской Федерации в интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, межгосударственного объединения БРИКС, а также для продвижения интересов российских экономических субъектов в этих межгосударственных объединениях и в отношениях с экономическими субъектами дружественных государств.
К 2030 году должно быть завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета. В этот комплект, помимо уже принятых стандартов бухгалтерского учета капитальных вложений основных средств, нематериальных активов, аренды, запасов, стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности, инвентаризации, документов бухгалтерского учета, должны войти стандарты бухгалтерского учета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Принятием базового комплекта стандартов завершится процесс переориентации бухгалтерского учета на формирование информации, раскрывающей реальную картину деятельности экономических субъектов. Кроме того, введение в действие базового комплекта стандартов, устраняющего существенные различия в отчетности юридического лица и группы организаций, создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечивающего баланс интересов ее пользователей и затрат ее составителей. В частности, станут возможными:
расширение круга составителей консолидированной финансовой отчетности без увеличения административной нагрузки на экономические субъекты;