ГОСТ Р 71776-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ
Методы оценки обзора из кабины
Planes and helicopters. Methods for evaluating the view from the cockpit
ОКС 49.020
Дата введения 2025-02-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-испытательный институт эргатических систем" (ОАО "НИИЭС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2024 г. № 1690-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Стандарт разработан на основе отраслевого стандарта ОСТ 1 00444-81 "Самолеты и вертолеты. Методы оценки обзора из кабины".
Настоящий стандарт устанавливает методы (расчетный, измерительный и экспертный) оценки обзора из кабины экипажа самолета/вертолета с рабочего места летчика и распространяется на кабины экипажа самолета/вертолета (со средствами для определения главной линии визирования), оборудованные креслом, не оснащенным системой катапультирования, допускающим изменение позы летчика в пределах вытяжки привязных ремней.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1
бинокулярное зрение: Зрение двумя глазами, при котором воспринимается единый зрительный образ. [ГОСТ 14934-88, статья 55] |
2.2 вертикальный угол обзора: Угол между линией визирования и ее проекцией на главную визирную плоскость.
2.3 визирная точка: Расчетное или экспериментально определенное место положения глаза (левого, правого, либо середины межзрачкового расстояния) летчика при наклоне туловища и повороте головы.
2.4 главная визирная плоскость: Плоскость, проходящая через главную линию визирования перпендикулярно к плоскости симметрии кресла летчика.
2.5 главная визирная точка (азимутальный центр): Условная точка, соответствующая середине межзрачкового расстояния глаз летчика в рабочей позе при выполнении горизонтального полета.
2.6 главная линия визирования: Условная линия, проходящая через главную визирную точку в плоскости симметрии кресла параллельно строительной горизонтали самолета/вертолета.
2.7 горизонтальный угол обзора: Угол между главной линией визирования и проекцией линии визирования на главную визирную плоскость.
2.8 диаграмма обзора: Графическое представление обзора объектов окружающего пространства, выполненное в виде равнопромежуточной цилиндрической проекции, построенной в результате перехода от сферической угловой системы координат к прямоугольной.
2.9 зона затенения: Часть поля обзора, недоступная для наблюдения внекабинного пространства с рабочего места летчика из-за перекрытия его элементами конструкции самолета/вертолета (переплеты остекления, перископы, козырек приборной доски, вентилятор, внутренняя обшивка и т.п.).
2.10 зона обзора: Часть поля обзора, имеющая определенное значение для выполнения летчиком действий по управлению самолетом/вертолетом.
2.11 конструктивный обзор: Обзор, определяемый при монокулярном зрении летчика при совмещении середины межзрачкового расстояния с главной визирной точкой, не учитывающий подвижность летчика на рабочем месте.
2.12 крейсерский режим полета: Установившийся горизонтальный режим полета с минимальным расходом топлива при постоянной скорости и максимальной дальности полета.
2.13 линия визирования: Линия, проходящая через визирную точку и наблюдаемую точку видимого пространства.
2.14 монокулярное зрение: Способность видеть окружающие предметы глазом (левым или правым) отдельно, либо модельное представление о способности видеть окружающие предметы из одной визирной точки, не совпадающей при этом ни с одним из глаз.
2.15 обзор из кабины: Характеристика кабины, определяющая возможность наблюдения внекабинного пространства с рабочего места летчика.
2.16
поле зрения: Часть пространства, в пределах которого находящийся в заданном положении глаз наблюдателя видит объекты. [ГОСТ Р 56228-2014, статья 2.23] |
2.17 предельная траектория визирной точки: Граница области возможных положений визирной точки на главной визирной плоскости с учетом подвижности летчика на рабочем месте (свободного поворота головы и наклона туловища), защитного снаряжения.
2.18 реальный обзор: Обзор, определяемый с учетом бинокулярного зрения летчика, его подвижности на рабочем месте (свободного поворота головы и наклона туловища), защитного снаряжения и положения самолета/вертолета относительно плоскости горизонта.
2.19 строительная горизонталь фюзеляжа; СГФ: Условно-выбранная базовая линия, относительно которой выполняется построение геометрии фюзеляжа самолета/вертолета.
2.20 точка S кресла: Точка пересечения поверхностей спинки и подушки кресла в обжатом состоянии (на вертикальной плоскости симметрии кресла), от которой кресло регулируется поровну в горизонтальном и вертикальном направлениях.
2.21 эксперт: Специалист, имеющий профессиональное образование, знания, умения, навыки и практический опыт в рассматриваемой области деятельности (опыт работы на оцениваемых объектах или его прототипах).
Примечание - В настоящем стандарте в качестве эксперта выступает специалист из летного и/или инженерного состава, назначенный для оценки объекта в установленном порядке.
Оценка обзора из кабины экипажа включает в себя следующие методы:
- расчетный;
- измерительный;
- экспертный.
3.1.1 Расчетный метод применяют при проектировании и макетировании (создании макета) самолета/вертолета. Метод корректен при условии использования кресел с углом наклона спинки в диапазоне от 15° до 18° относительно вертикали. При использовании кресел с другими углами наклона спинки требуется уточнение расстояния от точки C до точки на конкретном изделии.
3.1.2 Для проведения оценки обзора расчетным методом на чертеже, или макете (с использованием систем автоматизированного проектирования, программного обеспечения для 3D-моделирования и т.д.), или схеме общего вида фонаря кабины должны быть показаны:
- система координат рабочего места летчика;
- координаты контурных точек (точки следует назначать через интервалы от 5° до 10° по осям координат вертикального и горизонтального обзоров) по зонам обзора на границах остекления;
- координаты главной визирной точки и визирных точек, образующих предельную траекторию
визирной точки в главной визирной плоскости.
Схема взаимного расположения контурной точки К* и предельной траектории визирной точки показана на рисунке 1.