Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 42001-2024 Искусственный интеллект. Система менеджмента

Введение


Технологии искусственного интеллекта (ИИ) все чаще применяются во всех сферах деятельности, в которых используются информационные технологии, и, как ожидается, станут одним из основных факторов, влияющих на экономическое развитие. Вследствие этой тенденции, некоторые приложения могут привести к возникновению социальных проблем в ближайшие годы.

Цель настоящего стандарта - помочь организациям ответственно выполнять свою роль в отношении систем ИИ (например, использовать, разрабатывать, осуществлять мониторинг работы или предоставлять продукты или услуги, использующие ИИ). Применение ИИ освещает такие вопросы, как:

- автоматическое принятие решений с использованием ИИ непрозрачным и необъяснимым способом может потребовать специального управления, выходящего за рамки управления классическими информационными системами;

- использование анализа данных, инженерии знаний и машинного обучения, а не предписанной человеком логики проектирования систем, с одной стороны, расширяет возможности применения систем ИИ, а с другой - изменяет способ разработки, обоснования и развертывания таких систем;

- при функционировании систем ИИ с непрерывным обучением меняется их поведение, поэтому к ним требуется особое внимание.

Настоящий стандарт содержит требования к созданию, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и постоянному улучшению системы менеджмента ИИ в среде организации. Организациям следует обращать основное внимание на применении требований к характеристикам, специфическим для ИИ. Ввиду определенных особенностей ИИ, таких как способность к постоянному обучению и улучшению либо отсутствие прозрачности или объяснимости, может потребоваться использование различных мер предосторожности в случае, если при выполнении задачи с помощью ИИ возникают дополнительные опасения по сравнению с выполнением задачи традиционным способом. Внедрение системы менеджмента ИИ для расширения существующих структур управления является стратегическим решением для организации.

На создание и внедрение системы менеджмента ИИ оказывают влияние следующие факторы: потребности и цели организации, процессы, размер и структура, а также ожидания различных заинтересованных сторон. Другими факторами, влияющими на создание и внедрение системы менеджмента ИИ, являются многочисленные варианты использования ИИ и необходимость соблюдения надлежащего баланса между механизмами стратегического управления и инновациями. Организации могут предпочесть применять эти требования, используя подход, основанный на оценке рисков, чтобы гарантировать, что соответствующий уровень контроля применяется только в отношении конкретных вариантов использования, услуг или продуктов ИИ в пределах сферы деятельности организации. Ожидается, что все эти факторы влияния со временем будут меняться, поэтому следует время от времени проводить их ревизию.

Система менеджмента ИИ должна быть интегрирована с процессами организации и общей структурой управления. При проектировании процессов, информационных систем и разработке мер управления должны быть учтены конкретные факторы, связанные с ИИ. Критически важными примерами таких процессов управления являются:

- определение организационных целей, вовлечение заинтересованных сторон и формирование организационной политики;

- управление рисками и возможностями;

- управление факторами, связанными с надежностью систем ИИ, такими как защита, безопасность, справедливость, прозрачность, качество данных и качество систем ИИ на протяжении всего их жизненного цикла;

- управление взаимоотношениями с поставщиками, партнерами и третьими сторонами, которые предоставляют или разрабатывают системы ИИ для организации.

В настоящем стандарте содержатся рекомендации по развертыванию применимых мер управления для поддержки таких процессов и отсутствуют конкретные указания по процессам управления. Для внедрения таких важнейших процессов как управление рисками, жизненным циклом и качеством данных, которые подходят для конкретных случаев использования ИИ, продуктов или услуг, организация может сочетать общепринятые концепции, другие международные стандарты и свой собственный опыт.

Организация, соответствующая требованиям настоящего стандарта, может создать свидетельство своей ответственности и подотчетности касательно своей роли в отношении систем ИИ.