Действующий

Об утверждении Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года

2. Создание конкурентоспособной системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства

Развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года предполагает существенное расширение набора программ среднего профессионального образования, высшего образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, соответствующих уровню развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, приоритетным научно-образовательным тематическим направлениям, а также новым тенденциям развития "сквозных" технологий.


Профильным образовательным организациям необходимо изменить подход к формированию образовательных программ исходя из прогнозных значений потребности отрасли в специалистах, в том числе с учетом региональных особенностей и целевого запроса работодателей.


Содержание образовательных программ должно основываться на результатах проводимых образовательными организациями фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.


Новые образовательные программы необходимо разрабатывать с учетом потребностей отраслевых организаций в необходимых навыках и знаниях у специалистов. Образовательная траектория обучающегося должна формироваться с учетом его индивидуальных потребностей и интересов, рекомендаций образовательной организации на базе цифровых платформенных решений, позволяющих использовать технологии анализа данных о пользователе для быстрого ориентирования в необходимом повышении квалификации и выборе соответствующей образовательной программы.


Также профильным образовательным организациям необходимо разрабатывать программы дистанционного обучения, интегрирующие виртуальные тренажеры, основанные на технологиях больших данных и искусственном интеллекте. Масштабное внедрение указанных программ позволит сотрудникам компаний строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства получать новые и совершенствовать имеющиеся компетенции, без отрыва от трудовой деятельности.


Важными ресурсами развития профильных образовательных организаций являются формирование банка лучших практик и учебно-методических материалов, а также расширение взаимодействия с другими образовательными и научными организациями, в том числе в части развития дистанционных образовательных технологий, выполнения совместных научно-исследовательских работ, проведения конкурсов и олимпиад. Все это позволит обеспечить интеллектуальное лидерство профильных образовательных организаций в сфере подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.


Модернизация учебной и лабораторной базы профильных образовательных организаций и их филиалов необходима для эффективного развития системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Обязательными элементами современной инфраструктуры профильной образовательной организации должны стать оснащенные современным оборудованием лаборатории, центры коллективного пользования, технопарки и мастерские для проведения научных исследований и разработок, реализации научно-технического творчества обучающихся, трансформируемые для учебы, общения, командной и проектной работы аудитории, общественные пространства и мобильные компьютерные классы.


Инфраструктурное развитие профильных образовательных организаций предусматривает меры по обновлению учебной, лабораторной, исследовательской и тренажерной базы, в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств, привлеченных от организаций реального сектора экономики.


Для повышения качества образовательной среды необходимо формирование на базе профильных образовательных организаций "умных" кампусов, которые обеспечат максимально комфортные условия для организации проживания и быта обучающихся, ведения учебного процесса, реализации научных исследований.


Так, по стратегической инициативе Правительства Российской Федерации, направленной на синхронизацию кадровой потребности компаний с возможностями системы среднего профессионального образования в целях развития реального сектора экономики Российской Федерации с учетом обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации, реализуется федеральный проект "Профессионалитет".


Мероприятия федерального проекта "Профессионалитет" нацелены на комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования, создание новой модели подготовки кадров, основой которой является объединение профессиональных образовательных организаций и организаций реального сектора экономики по отраслевому принципу в образовательно-производственные центры (кластеры).


Предлагается усилить работу в части развития отраслевых образовательно-производственных центров (кластеров), а также проработать механизмы тиражирования опыта реализации федерального проекта "Профессионалитет" в сфере высшего образования.


Внедрение в строительную отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство элементов цифровой экономики и искусственного интеллекта является одним из перспективных направлений развития.


Концепция предполагает в перспективе до 2035 года системную перестройку на основе цифровых решений всех процессов профильных образовательных организаций. Профильные образовательные организации будут активно внедрять модель "Цифровой университет" ("Цифровой колледж"). Основные процессы, сервисы и информационные ресурсы образовательных организаций будут переведены в цифровой формат на основе современных технологических цифровых решений. Цифровые решения позволят обеспечить принципиально новую организацию учебного процесса и работы административно-хозяйственных структур, помогут оптимизировать научную, инновационную, экспертно-аналитическую, научно-исследовательскую деятельность, вспомогательные процессы, автоматизировать значительную часть рутинных процессов и предоставят возможность принимать предиктивные управленческие решения на основе анализа больших данных, наиболее полно описывающих состояние процессов образовательной организации.