ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2024 года № 04-323
[О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2024/25 году]
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с подпунктом 2 пункта 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 г. № 233/552 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2023 г., регистрационный № 73314), направляет для использования в работе следующие методические документы, рекомендуемые при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2024/25 году:
2) Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебному году*;
________________
* Полный текст документа см. в ярлыке "Скан-копия". - Примечание изготовителя базы данных.
3) Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2024/25 году.
Указанные методические документы могут быть доработаны исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, но вносимые изменения (дополнения) не должны противоречить действующим нормативным правовым актам, регламентирующим проведение итогового сочинения (изложения).
И.К.Круглинский
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
Выпускники прошлых лет | Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ГИА | Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
Лица со справкой об обучении | Лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительный период |
Обучающиеся | Обучающиеся образовательных организаций, освоившие образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах |
Обучающиеся СПО | Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования |
ОВЗ | Ограниченные возможности здоровья |
ОИВ | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования |
ПМПК | Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Порядок | Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. № 233/552 |
Порядок приема | Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076 |
Приказ Рособрнадзора № 805 | |
Рекомендации ПМПК | Оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии |
РИС | Региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ | Региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации |
Сеть "Интернет" | Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" |
Справка, подтверждающая инвалидность | Оригинал или надлежащим образом заверенная копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы |
Участники итогового сочинения (изложения) | Обучающиеся, экстерны, выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ФГБУ "ФЦТ" | Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
ФИС | Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
Черновики | Листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения) |
Экстерны | Лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в формах, установленных Порядком |
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера(-ов) из литературного материала.
Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.
Разделы и подразделы | |
1 | Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
1.1. | Внутренний мир человека и его личностные качества |
1.2. | Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
1.3. | Познание человеком самого себя |
1.4. | Свобода человека и ее ограничения |
2 | Семья, общество, Отечество в жизни человека |
2.1. | Семья, род; семейные ценности и традиции |
2.2. | Человек и общество |
2.3. | Родина, государство, гражданская позиция человека |
3 | Природа и культура в жизни человека |
3.1. | Природа и человек |
3.2. | Наука и человек |
3.3. | Искусство и человек |
3.4. | Язык и языковая личность |
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Каждый комплект включает шесть тем (по две темы из каждого раздела банка):
Темы 1, 2 "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека".
Темы 3, 4 "Семья, общество, Отечество в жизни человека".
Темы 5, 6 "Природа и культура в жизни человека".
Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования.
Темы для итогового сочинения должны:
соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);