4. Подбор специалистами органов службы занятости оптимальных для инвалида видов трудовой деятельности, а также нерекомендуемых и рекомендуемых условий труда осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), разрабатываемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведенной экспертно-реабилитационной диагностики.
5. ИПРА - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
________________
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Форма, а также порядок разработки и реализации ИПРА утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 545н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями МСЭ, и их форм".
6. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) ИПРА является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Для инвалида ИПРА носит рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение.
7. Оптимальные для инвалида виды трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемые и нерекомендуемые ему условия труда определяются соотношением следующих основных факторов:
а) профессиональных и личностных (основная профессия (специальность), стаж работы, квалификация (класс, разряд, категория, звание), выполняемая работа на момент проведения МСЭ (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности), сведения о длительности периода, в течение которого инвалид не работает, трудовая направленность, сведения об учете инвалида в службе занятости населения);
б) медико-социальных (стойкие нарушения функций организма и степень их выраженности, ограничения категорий жизнедеятельности, в том числе ограничение способности к трудовой деятельности, и степень их выраженности).
Профессиональные и личностные факторы указаны в подпунктах 17.1-17.6 пункта 17 раздела "Общие данные" ИПРА:
основная профессия (специальность);
стаж работы;
квалификация (класс, разряд, категория, звание);
выполняемая работа на момент проведения медико-социальной экспертизы (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности);
период отсутствия работы;
наличие или отсутствие трудовой направленности;
состоит ли на учете в службе занятости.
Медико-социальные факторы указаны в пункте 21 раздела "Общие данные" ИПРА, содержащем перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности и степени их выраженности:
способность к самообслуживанию;
способность к передвижению;
способность к ориентации;
способность к общению;
способность к обучению;
способность к трудовой деятельности;
способность к контролю за своим поведением.
8. У инвалида могут иметься ограничения нескольких категорий жизнедеятельности в зависимости от имеющихся стойких нарушений функций организма.