Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за второй квартал 2024 года

     4. Споры по налогу на доходы физических лиц

 

4.1. Оценка корректного отражения суммы неиспользованного имущественного налогового вычета в целях возмещения НДФЛ

Реквизиты решения ЦА ФНС России: от 26.04.2024 № БВ-2-9/6685@

Ключевые слова: НК РФ, НДФЛ, имущественный налоговый вычет

Фабула спора

Налогоплательщик представил налоговые декларации по НДФЛ за 2020-2021 годы, в которых заявлены суммы НДФЛ, подлежащие возврату в связи с применением имущественного налогового вычета.

Инспекцией сделан вывод о завышении сумм НДФЛ, подлежащих возмещению, в связи с завышением суммы неиспользованного имущественного налогового вычета по приобретению квартиры.

В ходе рассмотрения налоговых деклараций по НДФЛ за 2020-2021 годы инспекцией установлено, что за 2018 год заявителю произведен возврате НДФЛ в большем размере, чем предусмотрено НК РФ. В связи с чем инспекцией при вынесении решений по камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций по НДФЛ за 2020-2021 годы уменьшена сумма неиспользованного имущественного налогового вычета.

Налогоплательщик обжаловал позицию инспекции, приводя довод о том, что инспекция, установив необоснованное применение имущественного налогового вычета в налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год, была обязана составить акт камеральной налоговой проверки и вынести соответствующее решение.

Однако налоговый орган произвел перераспределение налогового вычета, изменив сумму остатка имущественного налогового вычета, переходящего на последующие налоговые периоды в налоговых декларациях по НДФЛ за 2020-2021 годы.

Правовая позиция ФНС России

Реализация налогоплательщиком права на получение налогового вычета обусловлена проведением налоговым органом оценки представленных им документов в ходе камеральной налоговой проверки (статьи 80 и 88 НК РФ), то есть получение налогоплательщиком выгоды в виде налогового вычета основывается на принятии официального акта, которым и признается субъективное право конкретного лица на возврат из бюджета или зачет излишне уплаченных сумм НДФЛ.

Камеральная налоговая проверка как форма текущего документального контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, не предполагает, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, возможность повторной проверки уже подвергавшихся камеральному контролю налоговых деклараций (Определение от 23.04.2015 № 736-О).

Между тем, инспекция по результатам камеральных налоговых проверок налоговой декларации по НДФЛ за 2018-2019 годы сумму неиспользованного имущественного вычета по НДФЛ не оспаривала.

Акты и решения налоговый орган по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2018-2019 годы не составлял.

Следовательно, у инспекции при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2020-2021 годы отсутствовали основания для корректировки сумм неиспользованного имущественного вычета.

Решением ФНС России жалоба заявителя удовлетворена.

4.2. Определение дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимости в случае изменения кадастровой стоимости данного объекта вследствие установления его рыночной стоимости на основании решения суда

Реквизиты решения ЦА ФНС России: от 03.06.2024 № БВ-2-9/8353@

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, статья 214.10 НК РФ

Фабула спора

Налогоплательщиком в 2020 году продана, в том числе 1/2 доли здания, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2020 составила 77,6 млн рублей.

Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки заявителя по НДФЛ за 2020 год вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для вынесения указанного решения послужил установленный инспекцией факт непредставления налогоплательщиком налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год, а также неуплаты налога с дохода, полученного, в том числе от продажи здания (1/2 доли), находившегося в его собственности менее минимального предельного срока владения.

НДФЛ заявителю исчислен исходя из кадастровой стоимости здания в размере 77,6 млн рублей, сведения о которой представлены в установленном статьей 85 НК РФ порядке, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, с учетом предоставленного имущественного налогового вычета пропорционально принадлежавшей налогоплательщику доле.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа, указывая на то, что до вынесения данного решения кадастровая стоимость здания оспорена им в суде, о чем налоговый орган был проинформирован. Согласно решению суда кадастровая стоимость здания по состоянию на 08.07.2012 установлена в размере его рыночной стоимости 19,6 млн рублей, которая подлежит применению до 31.12.2021.

Правовая позиция ФНС России

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности.

В соответствии с положениями статьи 214.10 НК РФ, действующими в отношении доходов, полученных в 2020 году, в случае, если цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта (пункт 3 статьи 214.10 НК РФ).