1.1. Формирование совокупной обязанности на ЕНС налогоплательщика при представлении уточненной налоговой декларации с увеличенной суммой налога к доплате
Реквизиты решения ЦА ФНС России: от 22.04.2024 № БВ-2-9/6299@
Ключевые слова: НК РФ, статья 11.3 НК РФ, статья 75 НК РФ
Фабула спора
Обществом в налоговый орган 11.09.2023 представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2022 года (номер корректировки 2), согласно которой сумма налога к уплате увеличена по сравнению с ранее представленными декларациями за соответствующий период.
Суммы начислений, отраженные в данной декларации, и соответствующие пени, начисленные за несвоевременную уплату заявленной суммы налога, учтены налоговым органом в совокупной обязанности на ЕНС общества с даты представления указанной уточненной декларации, и впоследствии в отношении образовавшейся задолженности применены меры принудительного взыскания.
Налоговый орган учел в совокупной обязанности на ЕНС общества начисления по уточненной налоговой декларации с даты представления такой уточненной налоговой декларации в соответствии с положениями статьи 11.3 НК РФ.
Налогоплательщик обжаловал действия налогового органа в связи с тем, что, по его мнению, в совокупную обязанность на ЕНС неправомерно включены начисления по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2022 года (номер корректировки 2), поскольку 11.12.2023 обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2022 года (номер корректировки 5), согласно которой ранее исчисленные суммы налогов к уплате по представленной 11.09.2023 уточненной налоговой декларации уменьшены.
Правовая позиция ФНС России
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 11.3, абзаца 3 подпункта 3.1 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС налогоплательщика на основании:
- уточненных налоговых деклараций (расчетов), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов, - со дня представления в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов), но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов;
- уточненных налоговых деклараций (расчетов), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов в случае их представления после наступления срока уплаты соответствующих налогов, в том числе, - со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов), либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов) или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Учитывая увеличение налоговых обязательств по представленной уточненной налоговой декларации (номер корректировки 2), совокупная обязанность на ЕНС общества правомерно сформирована на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ с учетом сведений, отраженных в данной уточненной налоговой декларации, со дня ее представления - 11.09.2023.
Ввиду образовавшегося на ЕНС отрицательного сальдо налоговым органом 27.10.2023 применены меры принудительного взыскания задолженности в пределах суммы отрицательного сальдо.
Впоследствии налоговые обязательства заявителя на ЕНС уменьшены в соответствии с абзацем 3 подпункта 3.1 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ на основании представленной обществом 11.12.2023 уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2022 года (номер корректировки 5) с даты завершения ее камеральной налоговой проверки - 11.03.2024.
Таким образом, действия общества по представлению уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2022 года (номер корректировки 2) с увеличенной суммой налога к уплате привели к образованию отрицательного сальдо ЕНС, а также принятию соответствующих мер принудительного взыскания образовавшейся задолженности по НДС и пеням.
При этом меры принудительного взыскания задолженности были приняты налоговым органом до даты подачи обществом уточненной налоговой декларации (номер корректировки 5) с уменьшенной суммой налога к уплате и завершения ее камеральной налоговой проверки.
Решением ФНС России жалоба общества оставлена без удовлетворения.
1.2. Уплата штрафа третьим лицом
Реквизиты решения ЦА ФНС России: от 22.04.2024 № БВ-4-9/4760@
Ключевые слова: НК РФ, статья 78 НК РФ, статья 79 НК РФ
Фабула спора
Ввиду неисполнения обществом обязанности по уплате штрафа инспекцией приняты меры принудительного взыскания задолженности.
Инспекцией сумма уплаченного третьим лицом штрафа не учтена на ЕНС общества, поскольку в представленном платежном поручении в качестве плательщика, чья обязанность по уплате штрафа исполняется, указан ИНН физического лица, производящего уплату за общество. Уплаченная сумма штрафа зачислена на ЕНС физического лица в соответствии с указанным в реквизитах платежного поручения ИНН плательщика.
Налогоплательщик не согласен с позицией инспекции, поскольку, по его мнению, в платежном поручении в реквизите "Назначение платежа" указаны данные общества, что свидетельствует об отсутствии нарушений в заполнении платежного поручения и об исполнении обществом обязанности по уплате штрафа.
Правовая позиция ФНС России
Положениями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - Правила) установлены правила, в том числе, указания информации, идентифицирующей плательщика, в соответствии с которыми в реквизите "ИНН плательщика" указывается значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.