ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 28 июня 2024 года № 201

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к объявлению состояний аварийной готовности, аварийной обстановки и порядку оперативной передачи информации на объектах ядерного топливного цикла" (НП-078-24)



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к объявлению состояний аварийной готовности, аварийной обстановки и порядку оперативной передачи информации на объектах ядерного топливного цикла" (НП-078-24).

Руководитель

А.В.Трембицкий

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

1 октября 2024 года,

регистрационный № 79642

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 28 июня 2024 года № 201

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к объявлению состояний аварийной готовности, аварийной обстановки и порядку оперативной передачи информации на объектах ядерного топливного цикла" (НП-078-24)

I. Назначение и область применения

1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к объявлению состояний аварийной готовности, аварийной обстановки и порядку оперативной передачи информации на объектах ядерного топливного цикла" (НП-078-24) (далее - Правила) устанавливают требования к:

объявлению состояний "Аварийная готовность" (режим повышенной готовности) (далее - состояние "Аварийная готовность") (используемые термины и определения приведены в приложении № 1 к Правилам) и "Аварийная обстановка" (режим чрезвычайной ситуации) (далее - состояние "Аварийная обстановка"), в том числе к критериям объявления указанных состояний, порядку оповещения, техническим и организационным мерам обеспечения аварийного реагирования, противоаварийным тренировкам;

порядку оперативной передачи информации, указанной в пунктах 13-15 Правил.

2. Требования Правил обязательны для исполнения:

эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии в отношении объектов ядерного топливного цикла (далее - ОЯТЦ), указанных в пункте 2.2 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)" (НП-016-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. № 11, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июля 2014 г. № 326;

________________

Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2006 г., регистрационный № 7433.

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2014 г., регистрационный № 33890.

организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии для эксплуатирующих организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

3. Правила распространяются на проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации (закрываемые) ОЯТЦ.

4. Сроки и объем мероприятий, необходимых для приведения ОЯТЦ в соответствие с Правилами, определяются в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на эксплуатацию или вывод из эксплуатации.

II. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

5. Критериями объявления состояния "Аварийная готовность" являются:

реализация внешних природных или техногенных процессов, явлений или факторов I или II степени опасности по последствиям воздействия на объект использования атомной энергии;

________________

Приложение № 3 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии" (НП-064-17), утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2017 г. № 514 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2017 г., регистрационный № 49461).

нарушение пределов безопасной эксплуатации ОЯТЦ, которое привело к превышению значений мощности дозы внешнего облучения и (или) объемной активности радионуклидов в воздухе, и (или) концентрации загрязняющих веществ в воздухе, установленных эксплуатирующей организацией, или приведенных в графах "Состояние "Аварийная готовность" таблиц № 1-3 приложения № 2 к Правилам, при условии соблюдения значений мощности дозы внешнего облучения и (или) объемной активности радионуклидов в воздухе, и (или) концентрации загрязняющих веществ в воздухе, приведенных в графах "Состояние "Аварийная обстановка" таблиц № 1-3 приложения № 2 к Правилам;

6. Критериями объявления состояния "Аварийная обстановка" являются:

нарушение пределов безопасной эксплуатации ОЯТЦ, которое привело к превышению значений мощности дозы внешнего облучения и (или) объемной активности радионуклидов в воздухе, и (или) концентрации загрязняющих веществ в воздухе, установленных в графах "Состояние "Аварийная обстановка" таблиц № 1-3 приложения № 2 к Правилам;

возникновение самоподдерживающейся цепной ядерной реакции деления.

7. В случае отсутствия фактов нарушения пределов безопасной эксплуатации ОЯТЦ, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 и абзацем вторым пункта 6 Правил, объявление состояния "Аварийная готовность" или состояния "Аварийная обстановка" не требуется.

III. Объявление состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

8. На ОЯТЦ должны быть утверждены:

порядок доведения информации от работников (персонала) ОЯТЦ, обнаруживших достижение критериев, установленных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, до лиц, уполномоченных на принятие решений об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";

установленные в соответствии с пунктом 5 Правил критерии объявления состояния "Аварийная готовность", включающие значения мощности дозы внешнего облучения, объемной активности радионуклидов в воздухе, концентрации загрязняющих веществ в воздухе, которые е превышают значений, приведенных в графах "Состояние "Аварийная готовность" таблиц № 1-3 приложения № 2 к Правилам;

схема оповещения органов повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органов повседневного управления функциональных подсистем РСЧС соответствующих органов государственного управления использованием атомной энергии и территориальных подсистем РСЧС, функционирующих на территориях в пределах зоны планирования защитных мероприятий ОЯТЦ (при наличии указанной зоны) (далее - участники аварийного реагирования), а также работников (персонала) ОЯТЦ.

________________

Пункт 14 Положения о функциональной подсистеме контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2021 г. № 236 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2021 г., регистрационный № 66445).

Пункт 16 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом", единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Госкорпорации "Росатом" от 9 декабря 2021 г. № 1/16-НПА (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2022 г., регистрационный № 67943), с изменениями, внесенными приказом Госкорпорации "Росатом" от 19 июня 2024 г. № 1/8-НПА (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2024 г., регистрационный № 79144).

9. Лица, уполномоченные на принятие решений об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) ОЯТЦ в случае аварии на ОЯТЦ, а также лица, уполномоченные на объявление состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка", должны быть определены планом мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ОЯТЦ.

10. Состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" должны быть объявлены уполномоченными лицами путем оповещения о достижении критериев, установленных в пунктах 5 и 6 Правил, работников (персонала) ОЯТЦ и лиц, находящихся на площадке ОЯТЦ.

11. При объявлении состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в готовность определенные в документах эксплуатирующей организации силы и средства для предотвращения аварий на ОЯТЦ и снижения их последствий, а также введен в действие план мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ОЯТЦ.

12. Объявленные состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" подлежат отмене при условии выполнения плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ОЯТЦ и при устранении достижения критериев, послуживших основанием для объявления указанных состояний.

IV. Порядок оповещения и оперативной передачи информации

13. Не позднее 15 минут с момента обнаружения достижения критериев, установленных в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил:

информация об объявлении состояний "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ОЯТЦ должна быть доведена до сведения работников (персонала) ОЯТЦ и лиц, находящихся на площадке ОЯТЦ, согласно утвержденной эксплуатирующей организацией схеме оповещения;

эксплуатирующей организацией должен быть оценен возможный масштаб последствий аварии (ограничиваются помещением (зданием); ограничиваются территорией площадки ОЯТЦ; ограничиваются санитарно-защитной зоной (при наличии указанной зоны); не ограничиваются территорией площадки ОЯТЦ и санитарно-защитной зоной (при наличии указанной зоны).

14. Для ОЯТЦ, отнесенного к I или II категории по потенциальной радиационной опасности, не позднее 15 минут с момента объявления состояния "Аварийная готовность" или состояния "Аварийная обстановка" до участников аварийного реагирования должна быть доведена следующая информация:

________________

Пункты 3.1.2 и 3.1.3 санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. № 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный № 18115), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 43 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2013 г., регистрационный № 30309).

наименование эксплуатирующей организации;

наименование ОЯТЦ;

дата и время фиксации достижения критериев, установленных в пунктах 5 и 6 Правил;

объявленное состояние ("Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка");

основания для объявления состояния "Аварийная готовность" или состояния "Аварийная обстановка" в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил;

возможный масштаб последствий аварии, определенный в соответствии с абзацем третьим пункта 13 Правил;

метеорологическая обстановка на площадке ОЯТЦ, в санитарно-защитной зоне (при наличии указанной зоны) и за ее пределами.

15. Для ОЯТЦ, отнесенного к III или IV категории по потенциальной радиационной опасности, информация, указанная в пункте 14 Правил, должна быть доведена до участников аварийного реагирования не позднее 1 часа с момента объявления состояния "Аварийная готовность" или состояния "Аварийная обстановка".

V. Технические и организационные меры, принимаемые эксплуатирующей организацией для обеспечения аварийного реагирования

16. На ОЯТЦ должны быть обеспечены наличие и работоспособность средств связи, необходимых для доведения до участников аварийного реагирования информации об объявлении состояний "Аварийная готовность", "Аварийная обстановка", о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ОЯТЦ, а также о возможном масштабе последствий аварии.

17. Эксплуатирующей организацией должна быть образована постоянно действующая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности для выполнения функций координационного органа при осуществлении аварийного реагирования, включающая работников (персонал) ОЯТЦ.

18. Для оказания научно-технической и консультативной поддержки комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организацией должна быть создана аналитическая группа.

19. При объявлении состояния "Аварийная готовность" или состояния "Аварийная обстановка" аналитическая группа должна выполнять следующие задачи:

оценку радиационного воздействия на работников (персонал) и подготовку рекомендаций по мерам их защиты;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»