3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 (воздушный) клапан (damper): Элемент, встраиваемый в вентиляционную систему, позволяющий изменять аэродинамическое сопротивление системы и регулировать скорость и объем воздушного потока, вплоть до полного перекрытия потока воздуха.
3.1.2 корпус клапана (damper casing): Корпус, формирующий проточную часть клапана, объединяющий все элементы конструкции: фланцы крепления к воздуховодам, лопатки, рычажной механизм, привод.
Примечание - Корпус характеризуется поперечным сечением, круглым или прямоугольным, и длиной по ходу движения потока.
3.1.3 лопатка клапана (damper blades): Один или несколько элементов клапана, закрепленных в раме корпуса, которые, работая совместно, могут одновременно открываться или закрываться, позволяя большему или меньшему количеству воздуха проходить через клапан.
3.1.4 расположение лопаток (blade configuration): Установка лопаток в клапане или параллельно [рисунок 2а)], или попарно симметрично [рисунок 2б)] друг другу.
3.1.5 регулируемые лопатки (adjustable blades): Поворотные лопатки, которые при углах их установки в диапазоне от 0° (лопатки установлены вдоль оси клапана) до 90° обеспечивают уменьшение подачи воздуха в воздуховод вплоть до полного перекрытия потока воздуха.
3.1.6 закрытый клапан (full-closed damper): Клапан, в котором лопатки установлены под углом 90° и фактически полностью перекрывают поперечное сечение клапана.
3.1.7 утечка в закрытом клапане (closed damper air leakage): Нежелательное и неконтролируемое проникновение объема воздуха сквозь неплотности между лопатками закрытого клапана.
3.1.8 утечка в корпусе открытого клапана (casing air leakage): Нежелательное и неконтролируемое проникновение объема воздуха сквозь неплотности в стенках корпуса клапана.
3.1.9 крутящий момент (torque): Усилие, необходимое для изменения углов установки лопаток клапана от полностью открытого до закрытого положений в условиях проходящего потока.
Примечание - Максимальное значение крутящего момента определяет выбор привода клапана.