Действующий

О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года

II. Современное состояние, основные проблемы, перспективы развития российской культуры и государственной культурной политики


Как отмечается в Основах государственной культурной политики, обеспечение дальнейшего развития страны как социального государства возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, научной обоснованности предпринимаемых преобразований, приоритетного развития социальных и гуманитарных наук, тесного взаимодействия государства и общества.

В целях достижения национальных целей развития Российской Федерации на системной, комплексной основе разработаны и действуют государственные программы, национальные проекты, федеральные проекты, ведомственные и региональные программы и проекты, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности, развитие культуры, укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, поддержку российской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, развитие образования и гуманитарных наук, просвещение, воспитание и самовоспитание граждан, развитие детского и молодежного движения, формирование медийного и информационного пространства страны, патриотическое воспитание молодежи.

По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации действуют организации культуры различной ведомственной принадлежности: театры - 718, в том числе 204 - детские (театры юного зрителя и театры кукол), музеи - 3177, библиотеки - 42034, цирки - 69, учреждения культурно-досугового типа - 42376, концертные организации и самостоятельные коллективы - 380, научные организации - 5, образовательные организации высшего образования - 75, среднего профессионального образования - 270, детские школы искусств - 5123, парки культуры и отдыха - 299, зоопарки - 34, кинотеатры - 2818 с 6429 кинозалами. В 76 регионах созданы и действуют 439 виртуальных концертных залов.

Количество учреждений культуры, действующих в сельской местности, в 2023 году составило около 72,7 тыс., или 78 процентов общего количества учреждений культуры. При этом за период с 1995 по 2023 год количество сельских клубных учреждений уменьшилось на 39,1 процента (с 59,9 тыс. учреждений в 1995 году до 36,5 тыс. учреждений в 2023 году), что объясняется следующими объективными причинами: сокращение числа сельских поселений (за последние 12 лет - на 4,4 тыс.); укрупнение сельских населенных пунктов и объединение в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения числа сельских населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек; оптимизация части сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения; слабая материально-техническая база сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными (значительная часть из них была сформирована в 1970-1980-е годы - здания, помещения, строения, досуговые объекты) и находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта.

Численность работников в сфере культуры по состоянию на 2023 год составляет 763,6 тыс. человек.

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2023 г. в Российской Федерации находятся 154,2 тыс. объектов культурного наследия, из них объектов федерального значения - 71,6 тыс. (в том числе объектов археологического наследия - 56 тыс.), объектов регионального значения - 78,5 тыс., объектов местного (муниципального) значения - 4 тыс.

На период до 2024 года включительно одним из ключевых инструментов достижения целей и задач государственной культурной политики остается национальный проект "Культура", состоящий из 3 федеральных проектов - "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура".

Данные федеральные проекты направлены на обеспечение доступности культурных благ, развитие творческого потенциала, в том числе через модернизацию инфраструктуры культуры, развитие гастрольной и выставочной деятельности, поддержку самодеятельного народного творчества, гражданских творческих инициатив, добровольческого движения в сфере культуры, непрерывное повышение квалификации, внедрение цифровых технологий в культурное и образовательное пространство страны.

Федеральный проект "Культурная среда" является основой для комплексной модернизации сферы культуры, создания современных учреждений культуры, строительства и проведения капитального ремонта федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, оборудования новых культурных пространств в уже существующих учреждениях культуры, приобретения передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов), оснащения модельных библиотек, муниципальных музеев и кинозалов специальным оборудованием, а также детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

В рамках реализации федерального проекта "Творческие люди" создаются условия для творческой самореализации, развития знаний и компетенций в сфере культуры и искусства, большое внимание уделяется разработке и продвижению различных творческих проектов, создаваемых в том числе некоммерческими организациями, оказанию государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам.

Федеральный проект "Цифровая культура" направлен на развитие цифровых сервисов в сфере культуры и предполагает создание виртуальных концертных залов, интерактивных выставок и мультимедийных гидов, онлайн-трансляцию мероприятий ведущих учреждений культуры, оцифровку книжных памятников и фильмовых материалов.

В целях расширения возможностей для использования потенциала культуры в достижении национальных целей развития действует программа социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры "Пушкинская карта". По состоянию на 1 января 2024 г. участниками программы являются более 11 тыс. организаций культуры. Возможностями, предоставляемыми "Пушкинской картой", воспользовались 7,6 млн. молодых людей указанной категории.

В 2024 году завершается реализация федерального проекта "Придумано в России", в рамках которого в субъектах Российской Федерации будет создано более 90 школ креативных индустрий, 26 центров прототипирования на базе подведомственных Министерству культуры Российской Федерации образовательных организаций, 420 творческих лабораторий "Гений места" на базе библиотек.

В Российской Федерации в целях приобщения и расширения доступа к культурному наследию, произведениям культуры и искусства созданы мультимедийные порталы и сервисы, включая базовые информационные ресурсы "Культура.РФ", "История.РФ", "Госкаталог", "АРТЕФАКТ".

Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, создана федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека" (далее - Национальная электронная библиотека). В настоящее время в нее включено более 5 млн. документов, действуют более 15 тыс. электронных читальных залов на базе региональных библиотек (за последние годы число региональных пользователей ресурсами Национальной электронной библиотеки возросло в 3 раза).

Ежегодно за счет средств федерального бюджета поддерживается выпуск порядка 300 наименований социально значимой литературы (художественная литература, литература для детей и юношества, справочно-энциклопедическая литература, литература по культуре и искусству, учебная и учебно-методическая литература, научная и научно-техническая литература, литература на языках народов Российской Федерации и прочее), осуществляются переводы на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, реализуются проекты, направленные на продвижение российской художественной литературы за рубежом, поддерживается выпуск очередных томов многотомной Православной энциклопедии, осуществляются подготовка и выпуск серии антологий литератур народов Российской Федерации, выпуск порядка 1500 наименований книг и учебных пособий, а также номеров периодических печатных изданий для инвалидов по зрению, реализуются проекты, направленные на повышение востребованности за рубежом русского языка и отечественной литературы.

Реализуются следующие мероприятия по модернизации кинозалов: в 81 субъекте Российской Федерации открыто 1277 кинозалов (487 в рамках национального проекта "Культура"), которые посетили более 50 млн. зрителей, создано свыше 260 тыс. новых зрительских мест, более 20 млн. человек получили доступ к услугам современного цифрового кинопоказа.

Расширяется география Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.

В целях дальнейшего развития театрального, музыкального, циркового и других видов исполнительских искусств принимаются меры по поддержке выдающихся деятелей культуры и искусства, созданию дополнительных условий для их работы в России, включающих формирование диверсифицированной системы государственной поддержки через конкурсные программы и субсидии на реализацию творческих проектов различных уровней: международных, всероссийских, региональных и муниципальных.

При характеристике современного состояния российской культуры и реализации государственной культурной политики необходимо выделить следующие основные проблемы:

неравномерное социально-экономическое развитие территорий, различные уровни обеспеченности населения субъектов Российской Федерации учреждениями и организациями культуры, в том числе экспозиционно-выставочными пространствами. В настоящее время подавляющее количество масштабных выставочных проектов реализуется в основном в гг.Москве (не менее 60 процентов общего числа выставок федеральных музеев, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации) и Санкт-Петербурге (не менее 10 процентов), что обусловлено наличием в этих регионах большого количества современных экспозиционно-выставочных пространств;

недостаточные темпы модернизации и развития инфраструктуры культуры, а также недостаточная ресурсная обеспеченность учреждений и организаций культуры, в том числе современным технологическим оборудованием;

недооценка роли и значения детских школ искусств в системе художественного образования;

наблюдаемое снижение расходов на потребление культурных ценностей и благ, которые становятся все менее значимой величиной в структуре семейного бюджета, что в определенной мере оказывает влияние на сокращение в последующем числа активных участников культурных и общественных процессов;

недостаточная эффективность межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального) по вопросам реализации государственной культурной политики;

осуществление недружественными государствами деятельности, направленной на разрушение базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, подрыв культурного суверенитета Российской Федерации.

В целях преодоления этих и других выявленных проблем, повышения эффективности межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней, в том числе при реализации планов мероприятий по реализации Стратегии, предусматриваются:

совершенствование применяемых механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;