Одним из потенциальных источников восполнения дефицита рабочей силы на российском рынке труда являются инвалиды в активном трудоспособном возрасте, в том числе выпускники учебных заведений, имеющие высокую мотивацию к трудовой деятельности.
По состоянию на 1 января 2024 г. численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста (мужчины 18-63 лет, женщины 18-58 лет) в целом по стране составила 2953 тыс. человек (рассчитано по данным Социального фонда России), из них почти 40 процентов сосредоточены в 11 субъектах Российской Федерации (г.Москва - 6,4 процента неработающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности неработающих инвалидов, Республика Дагестан - 5,6 процента, Краснодарский край - 4 процента, Чеченская Республика - 4,3 процента, Ростовская область - 3,4 процента, Московская область - 3,2 процента, Свердловская область - 2,6 процента, г.Санкт-Петербург - 2,5 процента, Республика Татарстан - 2,4 процента, Республика Башкортостан - 2,3 процента, Иркутская область - 2,2 процента).
Для определения эффективных мер содействия занятости неработающих инвалидов трудоспособного возраста и масштабов возможного роста их занятости необходимо учитывать следующие особенности:
доминирование лиц мужского пола - две трети всей численности неработающих инвалидов трудоспособного возраста;
преобладание лиц в возрасте 45 лет и старше (60 процентов), в том числе в предпенсионном возрасте - более 20 процентов;
невысокий удельный вес молодежи до 25 лет (8 процентов);
значительная доля лиц в активном возрасте (25-44 года) - треть всех незанятых инвалидов;
относительно высокая представленность (35 процентов) лиц с III группой инвалидности, большинству из которых рекомендовано трудоустройство в обычных условиях и которые обладают наибольшим потенциалом вовлечения в трудовую деятельность;
внушительное (более 85 процентов) представительство инвалидов II группы (45 процентов) и III группы (40 процентов), имеющих значительные резервы трудоспособности;
высокие показатели как удельного веса неработающих инвалидов, имеющих стаж трудовой деятельности более 5 лет, - 46,2 процента, так и суммарной доли неработающих инвалидов, не имеющих опыта трудовой деятельности (26 процентов) и со стажем работы менее одного года (7,9 процента);
относительно невысокая доля лиц (10 процентов), у которых в индивидуальной программе указана III степень ограничения способности к трудовой деятельности, отражающая невозможность осуществления рабочих функций или сохранение способности выполнения элементарного труда со значительной помощью других лиц.
В 2023 году в центры занятости населения из учреждений медико-социальной экспертизы поступило 1356 тыс. выписок из индивидуальной программы, по 311 тыс. выписок разработаны планы мероприятий по трудоустройству инвалидов. Важно отметить, что лишь около 6 процентов незанятых инвалидов в трудоспособном возрасте, получивших индивидуальную программу, имеют рекомендации о нуждаемости в оснащении (оборудовании) специального рабочего места с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов и 31 процент - о нуждаемости в производственной адаптации. Численность инвалидов, в отношении которых центрами занятости населения принято решение о предоставлении государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, за 2023 год составила 4,9 тыс. человек.
Доля наиболее перспективного для вовлечения в трудовую деятельность контингента в составе неработающих инвалидов трудоспособного возраста - лица с III группой инвалидности с менее выраженными нарушениями здоровья и незначительными ограничениями в трудовой деятельности - составляет около 40 процентов (1,2 млн. человек, из них две трети - мужчины). Средний возраст представителей этого контингента мужского пола составляет 48,7 года, женщин - 43,8 года. В составе неработающих лиц с III группой инвалидности среди мужчин каждый четвертый (25 процентов) находится в активном трудовом возрасте (25-44 лет), среди женщин - 34,4 процента.
Однако при очном освидетельствовании 85 процентов незанятых инвалидов трудоспособного возраста не дали своего согласия на обращение к ним органов занятости в целях оказания им содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места. Причиной отказа является неправильная оценка инвалидами реальных трудовых возможностей и ограничений, неуверенность в собственных силах, пессимистичный настрой, смирение с отсутствием работы, а также со статусом экономически неактивной части общества.