Государственная политика в отношении содействия занятости инвалидов в Российской Федерации направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих трудовых прав в целях повышения социального статуса, уровня конкурентоспособности на рынке труда, создания условий для профессиональной самореализации и, как следствие, достижения материальной независимости.
В Российской Федерации общая численность инвалидов по состоянию на 31 декабря 2023 г. составила 11 млн. человек, из них 4,2 млн. человек находились в трудоспособном возрасте. Особый статус этой категории населения, связанный с наличием ограничений трудоспособности и физических возможностей, негативно влияет на конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, ставит их в неравное положение с другими гражданами и остается во многом несоответствующим их потенциальным возможностям и профессиональным интересам.
На протяжении последних лет на федеральном и региональном уровнях реализуется широкий спектр мер содействия и поддержки занятости инвалидов по направлениям, соответствующим требованиям Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция), и передовому зарубежному опыту. Это способствует улучшению общей ситуации с положением инвалидов на рынке труда, в том числе положительной динамике показателей их занятости и безработицы.
Однако почти три четверти инвалидов трудоспособного возраста в 2023 году оставались не вовлеченными в трудовую деятельность, при этом испытывали нежелание трудиться по предлагаемым вакансиям, чувствовали недостаточную заинтересованность работодателей в найме инвалида на постоянную работу и имели слабую мотивацию и трудности в адаптации в трудовом коллективе.
Многоаспектность и многозадачность проблемы повышения уровня занятости инвалидов требует реализации межведомственного подхода и привлечения к ее решению не только организаций-работодателей и общественных организаций инвалидов, но и широкого круга научных, образовательных, общественных и других некоммерческих организаций.
В условиях современной ситуации высокого спроса на российском рынке труда и развития новых гибких форм занятости создаются дополнительные возможности для повышения уровня занятости инвалидов. Вовлечение этой категории граждан в трудовую деятельность является одной из актуальных государственных задач, решение которой создаст возможность инвалидам трудоспособного возраста реализовать свой потенциал и в перспективе может принести определенный экономический эффект, что соответствует основной цели национального проекта "Кадры" - удовлетворение потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость.
Актуальность разработки настоящей Концепции как инструмента стратегического управления связана с необходимостью повышения эффективности действующих и разработки дополнительных мер по содействию трудоустройству и занятости инвалидов на основе комплексного системного подхода.
Настоящая Концепция определяет цель, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной политики в рассматриваемой сфере. Основные положения настоящей Концепции согласуются с обязательствами по выполнению положений Конвенции и направлены как на преодоление внешних факторов, влияющих на доступность и качество трудоустройства и занятости инвалидов, так и на необходимое сопровождение и адресную помощь инвалидам с учетом их индивидуального запроса и имеющегося трудового потенциала.
Правовую основу основных положений настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы содействия занятости инвалидов, а также ратифицированные международные документы (Конвенция, конвенции и рекомендации Международной организации труда, других международных организаций).