5.1 К нежестким дорожным одеждам относят дорожные одежды со слоями, устроенными из асфальтобетона разного вида, из материалов и грунтов, укрепленных органическими, неорганическими вяжущими и комплексными вяжущими, а также из зернистых материалов (ЩПС, ЩГПС, ГПС, ПГС, песка, щебня, гравия и др.).
Классификацию дорожных одежд принимают в соответствии с ГОСТ Р 59120.
5.2 Конструкции дорожных одежд, их общая толщина и толщина отдельных слоев, а также применяемые материалы должны обеспечивать требования к эксплуатационной надежности, регламентируемые настоящим стандартом и ГОСТ Р 59120, в пределах нормативно установленных межремонтных сроков, регламентируемых ГОСТ Р 58861.
5.3 Запроектированные дорожные одежды должны быть не только прочными и надежными в эксплуатации, но и экономичными и наименее материалоемкими, особенно по расходу дорогостоящих материалов и энергоресурсов, а также должны соответствовать экологическим требованиям. Выбор конструкций дорожных одежд обосновывают результатами технико-экономического сравнения их вариантов.
5.4 Выбор и назначение материалов для конструктивных слоев дорожных одежд необходимо осуществлять на основе результатов анализа сырьевой базы региона строительства, ее мощностей, вида и объемов вторичных материалов, получаемых от разборки существующих дорожных одежд (при реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог).
Размещение конструктивных слоев в конструкции дорожной одежды выполняют в соответствии с их функциональным назначением по ГОСТ Р 59120-2021 (пункт 5.4.1) и грунтово-гидрологическими условиями земляного полотна.
5.5 Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна на прочность, морозоустойчивость и осушение с технико-экономическим обоснованием вариантов.
Проектирование дорожной одежды состоит из следующих последовательно выполняемых этапов:
- конструирование - предварительное назначение конструкций дорожных одежд;
- расчет - проверка предварительно назначенных дорожных одежд на прочность (по допускаемому упругому прогибу, сдвигоустойчивости рабочего слоя земляного полотна и конструктивных слоев из малосвязных материалов, сопротивлению слоев из асфальтобетона усталостному разрушению от растяжения при изгибе), морозоустойчивость и осушение;
- разработка поперечных профилей конструкций дорожных одежд - размещение конструкций дорожных одежд в поперечном сечении земляного полотна в зависимости от их функционального назначения, требований к геометрическим элементам поперечного профиля автомобильной дороги. Поперечные профили автомобильных дорог различных категорий представлены в приложении А;
- технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд, заключающееся в выборе наиболее целесообразного варианта с учетом приведенных строительных и эксплуатационных затрат до следующего капитального ремонта, определенных в соответствии с ГОСТ 33100, действующими нормативными документами и технической документацией в данной области. При расчете стоимости строительства вариантов конструкций дорожных одежд должны быть учтены все затраты, прямо или косвенно связанные с их устройством, в том числе такие, как возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утилизация неиспользуемых вторичных материалов от разборки существующих дорожных одежд и т.д. Технико-экономическое сравнение вариантов выполняют для поперечных профилей конструкций дорожных одежд, включая конструктивные решения, связанные с обеспечением требований к физико-механическим характеристикам рабочего слоя земляного полотна, осушению дорожной одежды, укреплению обочин и т.д. Количество сравниваемых вариантов должно быть не менее трех.
5.6 Расчеты дорожных одежд выполняют для однотипных участков дороги, имеющих:
- один тип земляного полотна (насыпь, нулевые отметки или выемка);