к форме федерального
статистического наблюдения
(справочно)
Примеры продуктовых и процессных инноваций
Строки | Типы инноваций | Примеры инноваций |
201 | Продуктовые инновации |
|
|
| В промышленном производстве:
|
|
| - запуск производства шпона в дополнение к производству фанеры и массива или ввод в эксплуатацию производства не выпускавшихся ранее напольных покрытий;
|
|
| - запуск производства молочных продуктов с пониженным содержанием жиров;
|
|
| - первое производство конфет с начинкой на основе натуральных компонентов;
|
|
| - внедрение новых или усовершенствованных компонентов в существующей продукции (камеры в мобильные телефоны, системы крепления в одежде, гибридных технологий в автомобилях и так далее);
|
|
| - запуск производства нового типа смартфона с камерой большего разрешения;
|
|
| - производство новых видов пружинных блоков;
|
|
| - использование мрамора в качестве интерьерного дополнения на кофейном столике;
|
|
| - запуск производства напольных покрытий, не выпускавшихся ранее,
|
|
| - запуск производства маргарина, снижающего уровень холестерина в крови;
|
|
| - запуск производства хлеба из нетрадиционного сырья (с использованием льняной или кукурузной муки);
|
|
| - запуск производства шоколада с новыми пищевкусовыми ингредиентами;
|
|
| - замена существующих материалов материалами с улучшенными характеристиками (воздухопроницаемые ткани, легкие, но прочные композиты, экологически безопасные пластмассы и так далее);
|
|
| - внедрение новых или усовершенствованных компонентов в существующих производственных линиях (камеры в мобильные телефоны, системы крепления в одежде, гибридных технологий в автомобилях и так далее);
|
|
| - запуск производства молочных продуктов с пониженным содержанием жиров;
|
|
| - внедрение оборудования, включающего программное обеспечение, повышающее удобство использования, например тостеры, которые автоматически отключаются при поджаривании хлеба, или GPS-системы, определяющие местоположение конкретных магазинов или служб;
|
|
| - добавление новых функций: велосипедные фонари, которые можно заряжать через USB-порт, мусорные баки, которые сигнализируют, когда они заполнены, продукты, которые могут складываться для удобного хранения и так далее;
|
|
| - производство газовых плит с новыми функциональными возможностями: электроподжиг, термоуказатель, газ-контроль духовки;
|
|
| - внедрение насосных станций новых модификаций за счет расширения их комплектации;
|
|
| - ввод производства нового электропоезда постоянного тока ЭГ2Тв "Иволга" модель 62-4496;
|
|
| - ввод производства нового вагона метрополитена "Москва" модель 81-765/766/767;
|
|
| - ввод производства зубной пасты в новой упаковке с изменённой конструкцией крышки с увеличенным диаметром отверстия;
|
|
| - начало производства холодильника с wi-fi модулем;
|
|
| В строительстве:
|
|
| - использование новых строительных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими качествами (теплосберегающими, звукоизолирующими, экономичными, износостойкими, эстетическими и другими);
|
|
| - первое использование в работе пенополистирольного состава с повышенными теплоизоляционными качествами, - замена традиционного материала на полистиролбетон повышенной паропроницаемости, прочности, экологичности, гигроскопичности; использование сип-панелей, сэндвич-панелей взамен традиционного кирпича и бетона;
|
|
| - использование 3D панелей, сип-панелей; сэндвич-панелей взамен традиционных материалов;
|
|
| - использование строительных материалов с улучшенными характеристиками (полистиролбетон, газобетон, гидроизоляционные мембраны, антикоррозийные составы и так далее.), позволяющих выполнять работы в небольшие сроки, улучшить тепло- и гидроизоляционные характеристики зданий; - использование новых материалов в строительстве (например, углеродные нанопорошки), принципиально улучшающих качество;
|
|
| В сфере услуг:
|
|
| - внедрение новых телекоммуникационных услуг (персональное ТВ дополнительные ТВ-пакеты, онлайн-кинотеатры и другие), ранее не оказываемых организацией;
|
|
| - предоставление широкополосного доступа к сети Интернет по проводным сетям взамен или в дополнение к уже предоставляемому узкополосному доступу;
|
|
| - внедрение новой услуги доставки клиента в назначенное место и время в дополнение к услугам по прокату автомобилей;
|
|
| - запуск комбинированных (в том числе контрейлерных) перевозок;
|
|
| - введение услуги МРТ-исследования, ранее не оказываемой в организации;
|
|
| - создание (впервые) на базе поликлиник отделений неотложной помощи - бригад врачей, которая выезжает на вызовы на дом в случаях острых болей, повышенной температуры, обострения гипертонической болезни и других "неотложных" симптомов;
|
|
| - внедрение услуги по автоматической оплате поездки на такси, после ее завершения;
|
|
| - внедрение услуги по доставке онлайн-покупки в день заказа (срочная доставка);
|
|
| - внедрение новой услуги "Электронный счет";
|
|
| - внедрение впервые интернет-услуги онлайн-оплаты;
|
|
| - запуск комбинированных (контрейлерных) перевозок;
|
|
| - внедрение устройств для безналичной оплаты покупок;
|
|
| - реализация функций таможенного оформления грузов (весь комплекс таможенных операций (закрытие доставки, прием деклараций, контроль таможенной стоимости и другое), а также необходимое грузовое обустройство - терминалы, стоянки, складское хозяйство, досмотровое и подъемно-транспортное оборудование) (в рамках создания терминально-логистических центров на территории российской федерации);
|
|
| - внедрение электронных ценников, позволяющих выводить информацию о цене и свойствах товара на экране, расположенном в непосредственной близости от самого товара в торговом зале;
|
|
| - использование при трансплантации искусственно выращенных тканей и органов;
|
|
| - использование новых пломбировочных материалов в стоматологии;
|
|
| - внедрение проездных документов с применением невозвратных тарифов (тарифов, не предусматривающих получение обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета);
|
|
| - запуск услуг по панельному обследованию населения для ежегодного мониторинга состояния здоровья;
|
|
| В сельском хозяйстве:
|
|
| - выращивание новых сортов картофеля с высокими растительными и вкусовыми качествами;
|
|
| - услуга по подготовке полей в дополнение к услугам по проведению сева и посадки;
|
|
| - выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур (например, сои сортов "Максус", "Мерлин", овса сорта "Эклипс", яровой пшеницы сорта "Дарья", озимой рожи сорта "Берегиня" и других высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур);
|
|
| - выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур, отличающихся повышенной зимостойкостью взамен или в дополнение ранее выращиваемых сортов;
|
|
| - разведение сельскохозяйственных животных повышенной продуктивности;
|
202 | Процессные инновации | В промышленном производстве:
|
|
| - ведение в эксплуатацию плоского прокатного оборудования для поперечно-клиновой прокатки заготовок при изготовлении высокоточных деталей сложной конфигурации, обеспечивающего повышение производительности, уменьшение расхода металлопроката, повышение точности изготовления и снижение трудоёмкости дальнейших операций;
|
|
| - задействование в чёрной металлургии карусельной печи, снижающей напряжение в подовой части печи;
|
|
| - внедрение новой технологии выплавки стали и прокатки, обеспечивающей низкую себестоимость и высокое качество продукции;
|
|
| - внедрение системы ультразвукового контроля за дефектами, обеспечивающей снижение доли брака на финальной стадии производства;
|
|
| - внедрение технологии биорефайнинга в деревообрабатывающей промышленности, в результате которой получаются новые виды конструкционных материалов на основе древесины, товарной целлюлозы, бумаги, картона, целлюлозных композитов и другое;
|
|
| - внедрение в производство новых методов обработки сырья, снижающих материальные или энергетические затраты на единицу продукции;
|
|
| В строительстве:
|
|
| - внедрение технологии модульного строительства, подразумевающего процесс создания здания из модулей (готовых ячеек), позволяющей трансформировать здание;
|
|
| - использование цифровых инструментов, оптимизирующих как внутреннюю работу застройщиков, так и взаимодействие с клиентами;
|
|
| - первое использование обмена сотрудниками между подразделениями для повышения эффективности производства;
|
|
| - применение современных систем контроля качества товаров, работ, услуг;
|
|
| - запуск новых процедур поиска подрядчиков-исполнителей на конкурсной основе;
|
|
| - предоставление сотрудникам медицинского страхования, организация питания за счет фирмы, создание детских садов на базе организаций;
|
|
| - внедрение динамического ценообразования (автоматическое изменение цены дорожной пошлины в зависимости от внешних условий) и ее совершенствование;
|
|
| - внедрение системы пост продажного обслуживания оборудования в течение определенного периода времени.
|
|
| В сфере услуг:
|
|
| - применение новых типов контейнерных платформ, обеспечивающих высокую эффективность новых транспортных продуктов;
|
|
| - использование услуг компаний-посредников для организации онлайн продаж (Яндекс. Еда, Delivery Club, Такси, Яндекс. Маркет);
|
|
| - введение услуги электронной записи (салон красоты, прием к врачу, бронирование в ресторане, отеле);
|
|
| - внедрение штрихкодирования продукции;
|
|
| - формирование единой базы данных историй болезней пациентов для совершенствования системы диагностики заболеваний и предиктивной аналитики с использованием методов искусственного интеллекта;
|
|
| - внедрение системы автоматического распознавания речи для формирования протоколов операций и лечения;
|
|
| В сельском хозяйстве:
|
|
| - использование систем автоматизированной ирригации почв в зависимости от уровня влажности;
|
|
| - выращивание подсолнечника по новой технологии "nou-tiтll", которая предусматривает посев семян без предварительной вспашки;
|
|
| - внедрение распределителя минеральных удобрений, ранее не используемого;
|
|
| - модернизация теплиц за счет внедрения системы управления, самостоятельно контролирующей температуру, освещение, готовит питательный раствор для растений и управляет поливом;
|
|
| - применение новых биологических методов защиты растений от вредителей и болезней;
|
203 | методы производства и разработки товаров и услуг ведения и разработки сельскохозяйственного производства | - использование коллаборативных роботов для упаковки, сборки, перемещения, машиностроения, проверки качества;
|
|
| - внедрение новых онлайн-систем записи, бронирования и интеллектуальной продажи билетов;
|
|
| - использование технологии искусственного копчения при производстве пищевой продукции взамен ранее стандартного дымового копчения, которая сокращает время и финансы, затрачиваемые на подготовку продуктов;
|
|
| - внедрение диспетчерской централизации (комплекс технических средств, позволяющих осуществлять управление и контроль движения поездов на целом участке железной дороги);
|
|
| - внедрение новых автоматических камер хранения (АКХ) нового поколения позволяющих, использовать смарт-карты и возможность оплаты с помощью банковских карт;
|
|
| - использование при изготовлении хлебобулочных изделий нового способа выращивания полезных дрожжей;
|
|
| - использование автоматической системы управления контроля температуры, освещения, полива, внесения удобрений;
|
|
| - внедрение нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции;
|
|
| - внедрение систем навигации для оказания транспортных услуг;
|
|
| - использование нового типа удобрений, кормов для животных, сельскохозяйственной техники повышенной эффективности;
|
|
| - внедрение нового процесса очистки зерновых, масличных культур;
|
204 | методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг | - внедрение систем отслеживания товаров, основанных на штрих-кодах или активной радиоидентификации (RFID);
|
|
| - запуск системы электронного документооборота, позволяющего обмениваться документами складского учета, используя общий формат данных; электронного обмена информацией о контейнерах, грузах, грузоотправителях, грузополучателях с информационными системами стивидоров, операторов контейнерных перевозок, экспедиторов, таможенных органов;
|
|
| - внедрение новых или улучшенных видов тары для перемещения груза;
|
|
| - внедрение новой технологии отслеживания товаров на складе (например, Pick-by-Voice - голосовой отбор, Pick-by-Vision - голосовое отбор и дополненная реальность, Pick to light - отбор по световому сигналу и другое);
|
|
| - внедрение новых систем логистики и поставок 'Just in time ранее не используемых в организации;
|
205 | методы обработки и передачи информации общие для организации | - внедрение элементов внутренней и внешней систем защиты информации и баз данных;
|
|
| - внедрение системы документационного обеспечения управления (СДОУ) (программное обеспечение, позволяющее выполнять работу с электронными документами (создание, изменение, поиск, хранение), а также организовать взаимодействие сотрудников (передачу документов, выдачу зданий (распоряжений, получений) и контроль за ними, отправку уведомлений и так далее);
|
|
| - внедрение системы промышленного интернета вещей (система объединенных компьютерных сетей и подключенных промышленных (производственных) объектов со встроенными датчиками для сбора и обмена данными с возможностью удаленного контроля и управления в автоматизированном режиме без участия человека;
|
|
| - внедрение системы управления знаниями в организации (на предприятии) - единой методологии, информационной инфраструктуры и инструментов для выявления, кодификации, хранения, обмена и коммерциализации знаний;
|
|
| - создание корпоративной информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. |
206 | методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета | - использование открытого исходного кода для интеграции производственных функций;
|
|
| - первое использование обмена сотрудниками между подразделениями для повышения эффективности производства;
|
|
| - применение современных систем контроля качества товаров, работ, услуг, включая использование современных отечественных и зарубежных стандартов (например, ISO 9000);
|
|
| - преобразование иерархической структуры принятия решений (внедрение высокопроизводительной системы работы (HPWS), характеризующейся целостной организацией с плоскими иерархическими структурами, ротацией рабочих мест, самоответственными командами, многозадачностью, более широким участием сотрудников более низкого уровня в принятии решений и заменой вертикальных горизонтальными каналами связи);
|
|
| - использование больших данных при принятии управленческих решений в компании;
|
|
| - создание формальных или неформальных рабочих групп для улучшения доступа и обмена знаниями из различных подразделений;
|
207 | практики деловых отношений и внешних связей | - внедрение стандартов контроля качества для поставщиков и субподрядчиков (лицензии, сертификаты);
|
|
| - запуск новых процедур поиска подрядчиков-исполнителей на конкурсной основе;
|
|
| - внедрение практики проведения регулярных международных мероприятий (семинаров, симпозиумов, конференций) с приглашением потенциальных партнеров и заказчиков;
|
|
| - ведение подписки клиентов на регулярные новости о разработках организации;
|
208 | методы управления трудовыми ресурсами | - внедрение новой системы обучения (такой как регулярные видеоролики на рабочих местах, описывающие текущие проблемы организации);
|
|
| - проведение обучающих видеоконференций и вебинаров с участием сотрудников удаленных подразделений;
|
|
| - предоставление гибкого графика работы;
|
|
| - первое введение групповых или индивидуальных стимулов (система поощрения);
|
|
| - внедрение системы профессиональных квалификаций;
|
209 | маркетинговые методы продвижения, представления и ценообразования товаров | - использование искусственного интеллекта - использование чат-ботов (вместо обычных сообщений на сайте);
|
|
| - персонализация сообщений для клиента с учётом его интересов, контекстная реклама;
|
|
| - внедрение в организации онлайн-системы заказов;
|
|
| - разработка и внедрение нового бренда с целью позиционирования продукции на новом рынке сбыта или придания ей нового имиджа;
|
|
| - реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта;
|