Действующий

Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций (с изменениями на 10 октября 2024 года)

Раздел 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг; затраты на инновационную деятельность за отчетный год, тысяча рублей (с одним десятичным знаком)

Раздел заполняют все предприятия, вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность в отчетном периоде или нет.

Раздел заполняется на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) данных первичного бухгалтерского учета.

7. Инновационная деятельность - вся исследовательская (исследования и разработки), финансовая и коммерческая деятельность, которая в течение периода наблюдения направлена или приводит к созданию новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), значительно отличающихся от производившихся ранее и предназначенных для внедрения на рынке; новых или усовершенствованных бизнес-процессов, предназначенных для использования в практической деятельности и значительно отличающихся от соответствующих бизнес-процессов, использовавшихся ранее.

Продуктовая инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, услуги), уже внедренного на рынке и значительно отличающегося от продуктов, производившихся предприятием ранее. Продуктовая инновация должна быть новой для Вашего предприятия. Она не обязательно должна быть новой для рынка. Не имеет также значения, разрабатывалась ли продуктовая инновация Вашим предприятием или другой организацией.

Продуктовая инновация должна обеспечивать значительное усовершенствование одной или нескольких характеристик, или технических спецификаций товара или услуги. Это подразумевает добавление новых функций и усовершенствований в уже существующие функциональные характеристики продукции. К ним относятся качество, надежность, долговечность, экономичность при использовании, доступность, удобство в эксплуатации. Дополнительной характеристикой продуктовой инновации является дизайн продукта, который может влиять на удобство использования или полезность товара (работы, услуги), его эстетические свойства (внешний облик или дизайн), обеспечивать визуальную привлекательность товара (работы, услуги), а также ее соответствие фирменному стилю. Усовершенствование или добавление новой функции также может сочетаться с потерей других функций продукции или понижением ее эксплуатационных характеристик.

В промышленном производстве продуктовыми инновациями являются все новые продукты, произведенные предприятием. Примерами продуктовых инноваций могут служить: запуск производства шпона в дополнение к производству фанеры и массива или ввод в эксплуатацию производства не выпускавшихся ранее напольных покрытий, запуск производства новых марок чугуна для металлургии и машиностроения; запуск производства молочных продуктов с пониженным содержанием жиров; первое производство хлебобулочных изделий из нетрадиционного сырья (с использованием льняной или кукурузной муки); первое производство конфет с начинкой на основе натуральных компонентов; запуск производства наноцеллюлозы (например, биоразлагаемой упаковки, которая будет использоваться в работе предприятий). Продуктовой инновацией также является внедрение новых или усовершенствованных компонентов в существующей продукции (камеры в мобильные телефоны, системы крепления в одежде, гибридных технологий в автомобилях и так далее); запуск производства нового типа смартфона с камерой большего разрешения; производства новой складной модели велосипеда; запуск импортозамещающих авиакомпонентов: гидроприводов переменного тока и плунжерных насосов, ранее не изготавливаемых на предприятии.

Предприятия, введенные в эксплуатацию в отчетном году, относятся к предприятиям, осуществлявшим продуктовые инновации.

Процессная инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного бизнес-процесса (связанного с методами производства товаров и услуг, логистики; маркетинга; обработки и передачи информации; администрирования и управления, практикой деловых отношений и внешних связей), внедренного в практическую деятельность, значительно отличающегося от соответствующего бизнес-процесса, используемого на предприятии ранее. Процессная инновация должна быть новой для Вашего предприятия. Она не обязательно должна быть новой для рынка. Не имеет также значения, разрабатывалась ли процессная инновация Вашим предприятием или другой организацией.

Инновации в бизнес-процессах могут включать в себя усовершенствования одного или нескольких процессов или сочетаний различных процессов, выполняемых на предприятии.

Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, и/или программного обеспечения, новых технологий, существенных изменениях в производственном процессе или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на снижение издержек производства или деятельности по передаче продуктов, услуг на единицу продукции, повышение качества продукции или улучшение условий труда, эффективности производства или передачи уже существующих на предприятии продуктов, на достижение соответствия нормативным требованиям, но могут предназначаться также и для производства и передачи новых или усовершенствованных продуктов, услуг, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

К инновациям не относятся:

эстетические изменения в продуктах (например, в цвете, декоре и прочее);

незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

расширение номенклатуры товаров, работ, услуг за счет ввода в производство товаров, работ, услуг, не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов товаров, работ, услуг (возможно непрофильных) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом - гвоздей;