1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью упорядочения работы по установлению квоты для приема на работу инвалидов, дифференцированию размера квоты для приема на работу инвалидов для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации, работодателей с различной среднесписочной численностью работников.
2. Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
3. В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся осуществление мер в области содействия занятости населения, включая осуществление мер по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов, а также осуществление регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
4. На основании пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 565-ФЗ) к специальным мероприятиям по содействию занятости инвалидов относится установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
5. В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 565-ФЗ работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.
6. В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона № 565-ФЗ субъект Российской Федерации вправе дифференцировать размер квоты для приема на работу инвалидов для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации, работодателей с различной среднесписочной численностью работников.
7. При установлении размера квоты для приема на работу инвалидов могут применяться любые из оснований для дифференциации размера квоты, а также применяться несколько оснований одновременно.
8. Установление дифференцированных размеров квоты для приема на работу инвалидов является правом субъекта Российской Федерации.
9. При установлении дифференцированных размеров квоты для приема на работу инвалидов необходимо устанавливать критерии, которые позволят обеспечить объективность и обоснованность размеров квоты для приема на работу инвалидов, а также однозначно идентифицировать конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов для работодателя.