РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят
Государственной Думой
30 июля 2024 года
Одобрен
Советом Федерации
2 августа 2024 года
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст.4159; 2011, № 23, ст.3263; № 50, ст.7359; 2012, № 26, ст.3446; № 53, ст.7616, 7643; 2013, № 19, ст.2330; 2014, № 42, ст.5615; № 49, ст.6913; 2015, № 1, ст.38; № 45, ст.6208; № 48, ст.6723; 2016, № 18, ст.2508; 2017, № 31, ст.4822, 4828; 2018, № 30, ст.4555; № 31, ст.4861; 2020, № 12, ст.1649; № 14, ст.2014; № 46, ст.7205; № 50, ст.8047; 2021, № 24, ст.4188; № 27, ст.5104, 5176; 2022, № 1, ст.7; 2024, № 10, ст.1309) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 1 дополнить словами ", владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями";
2) пункт 20 статьи 2 после слов "городского округа," дополнить словами "города федерального значения,";
3) в статье 4:
а) в части 1:
пункт 2 дополнить словами ", включая критерии надежности теплоснабжения потребителей";
в пункте 15_2 слова "при теплоснабжении" заменить словами "в сфере теплоснабжения";
б) в части 2:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) утверждение правил обеспечения готовности к отопительному периоду и установление порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;";
пункт 11 дополнить словами ", утверждение схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";
в пункте 13 слова "разработки и утверждения" заменить словами "разработки, утверждения и актуализации", дополнить словами ", за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";
в) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Расследование причин аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
4) в статье 4_1:
а) в части 4 слова "не применяется положение части 5" заменить словами "не применяются положения частей 5, 5_1 и 5_2";
б) дополнить частями 5_1 и 5_2 следующего содержания:
"5_1. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
5_2. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) выездная проверка;
2) документарная проверка.";
5) в части 2 статьи 5:
а) пункт 7_1 изложить в следующей редакции:
"7_1) осуществление мониторинга разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения;";
б) дополнить пунктом 7_6 следующего содержания:
"7_6) согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальных образованиях в соответствии с настоящим Федеральным законом;";
6) в части 1 статьи 6:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, в том числе выполнение обязательных требований, установленных статьей 20 настоящего Федерального закона и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, и проведение оценки обеспечения лицами, перечисленными в пунктах 2-6 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, готовности к отопительному периоду в соответствии с порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;";
б) пункт 6 дополнить словами "(за исключением схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения)";
в) пункт 9_1 после слов "пятьсот тысяч человек и более," дополнить словами "поселения, муниципального округа, городского округа, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения,";
г) дополнить пунктами 9_2 и 9_3 следующего содержания:
"9_2) утверждение и ежегодная актуализация порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
9_3) согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями;";
7) часть 4 статьи 7 после слов "городских округов" дополнить словами ", городов федерального значения";
8) в статье 8:
а) абзац первый части 2_1 после слов "реализация которых" дополнить словами "в соответствии с пунктом 1 части 2_2 настоящей статьи";
б) пункт 1 части 2_2 дополнить словами "на территориях, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения (в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода реализация тепловой энергии (мощности), необходимой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по ценам, определяемым соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)";
9) часть 8 статьи 15 дополнить пунктом 6_1 следующего содержания:
"6_1) порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при проведении мероприятий по наладке тепловых сетей, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок, а также порядок изменения условий заключенных договоров теплоснабжения в связи с проведением таких мероприятий;";
10) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Готовность к отопительному периоду
1. Готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена:
1) муниципальными образованиями;
2) теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями;
3) потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения и которые приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках;
4) управляющей организацией, а также товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом при условии осуществления ими деятельности по управлению многоквартирными домами;
5) лицами, с которыми в соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений в многоквартирном доме заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в целях надлежащего содержания и (или) ремонта внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме, или председателем совета многоквартирного дома в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о заключении таких договоров, или муниципальными образованиями в случае, если способ управления многоквартирным домом не выбран или выбранный способ управления не реализован;
6) владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями.
2. Готовность к отопительному периоду обеспечивается лицами, перечисленными в части 1 настоящей статьи, путем соблюдения обязательных требований, установленных частями 3-6 настоящей статьи и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Указанные правила включают в себя в том числе требования о подтверждении соблюдения лицами, перечисленными в части 1 настоящей статьи, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований промышленной безопасности, требований законодательства о градостроительной деятельности, требований безопасности в сфере теплоснабжения и иные обязательные требования, несоблюдение которых влияет на безаварийную работу объектов теплоснабжения.
3. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальные образования обязаны:
1) иметь порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании, утвержденный и ежегодно актуализируемый органом местного самоуправления (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций), разработанный с учетом порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями, организаций в сфере электро-, газо- и водоснабжения, организаций, осуществляющих снабжение топливом, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, согласованный с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области газоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике, и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанный порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения после его утверждения, актуализации подлежит публикации на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае отсутствия порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения у организаций в сфере электро-, газо- и водоснабжения, организаций, осуществляющих снабжение топливом, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций орган местного самоуправления может предложить этим лицам принять участие в подготовке порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании;
2) иметь утвержденную актуализированную схему теплоснабжения в соответствии с частью 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;
3) обеспечить подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения, в отношении которых в соответствии с частью 6_4 статьи 15 настоящего Федерального закона не определена организация по содержанию и обслуживанию.
4. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны на постоянной основе:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) проводить наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовывать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства, реконструкции и (или) модернизации принадлежащих им тепловых сетей, в том числе качества тепловой изоляции;
7) обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей;
8) выполнять мероприятия по резервированию систем теплоснабжения, определенные утвержденной актуализированной схемой теплоснабжения и включенные в инвестиционную программу теплоснабжающей или теплосетевой организации. Указанные мероприятия могут осуществляться за счет учтенных при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения собственных средств регулируемой организации, бюджетных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если по итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, осуществляемых субъектами Российской Федерации в рамках определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, резервируемые системы теплоснабжения соответствующего муниципального образования признаны малонадежными и (или) ненадежными;
9) иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения.
5. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями, обязаны на постоянной основе выполнять требования, установленные пунктами 1-4, 6, 7, 9 части 4 настоящей статьи.
6. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду потребители тепловой энергии, перечисленные в пунктах 3-5 части 1 настоящей статьи, обязаны на постоянной основе: