Не вступил в силу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"



Принят
Государственной Думой
23 июля 2024 года

Одобрен
Советом Федерации
2 августа 2024 года



Статья 1


Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2013, № 19, ст.2326; № 23, ст.2878; № 48, ст.6165; 2014, № 22, ст.2769; № 23, ст.2933; № 30, ст.4217; 2016, № 1, ст.9; № 27, ст.4219, 4246; 2018, № 28, ст.4152; 2019, № 30, ст.4134; № 49, ст.6962; № 52, ст.7833; 2020, № 12, ст.1645; № 22, ст.3379; № 31, ст.5062; 2021, № 1, ст.56; № 18, ст.3058, 3071; № 22, ст.3679; № 27, ст.5148, 5150; 2022, № 1, ст.41; № 29, ст.5229, 5262, 5265, 5266, 5267; № 39, ст.6541; № 48, ст.8316; 2023, № 1, ст.78; № 25, ст.4445; № 26, ст.4691; № 32, ст.6200, 6211; № 52, ст.9531; 2024, № 1, ст.66) следующие изменения:

1) в пункте 7 части 1 статьи 3 слова "форм обучения, методов обучения и воспитания" заменить словами "форм, методов и средств обучения и воспитания";

2) часть 6 статьи 28 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).";

3) в части 5 статьи 41 третье предложение изложить в следующей редакции: "Основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение, выданное медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.", дополнить предложением следующего содержания: "Основанием для организации обучения в медицинской организации являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и справка, выданная медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.";

4) в статье 42:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи наряду с помощью, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, также:

1) оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в том числе в части:

а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;

б) методической помощи в разработке и реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, в разработке и реализации индивидуальных учебных планов;

в) методической помощи в выборе оптимальных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся;

г) методической помощи в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению и воспитанию обучающихся;

2) осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.";

б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: "При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.";

в) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Типовой порядок организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типовой порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.";

5) в части 5 статьи 43 слова "и различными формами умственной отсталости" заменить словами "или нарушением интеллекта";

6) в пункте 2 части 3 статьи 47 слова "средств, методов" заменить словами "методов и средств";

7) пункт 6 части 1 статьи 48 изложить в следующей редакции:

"6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;";

8) в части 13 статьи 60 слова "с различными формами умственной отсталости" заменить словами "с нарушением интеллекта";

9) в статье 79:

а) наименование дополнить словами ", инвалидами (детьми-инвалидами)";

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).";

в) в части 2 первое предложение изложить в следующей редакции: "Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.";

г) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в настоящем Федеральном законе понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

5) обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

6) другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или затруднено.";

д) в части 5 слова "с умственной отсталостью" заменить словами "с нарушением интеллекта", слова "со сложными дефектами" заменить словами "с тяжелыми множественными нарушениями развития";

е) в части 9 слова "с различными формами умственной отсталости" заменить словами "с нарушением интеллекта";

ж) часть 10 дополнить словами ", инвалидами (детьми-инвалидами)";

з) часть 11 изложить в следующей редакции:

"11. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) бесплатными специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является расходным обязательством Российской Федерации.";

10) в пункте 5 части 20 статьи 98 слова "для организации обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии)" заменить словами "для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)";

11) часть 2 статьи 99 после слов "с ограниченными возможностями здоровья," дополнить словами "инвалидами (детьми-инвалидами),".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

8 августа 2024 года

№ 315-ФЗ


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 08.08.2024,

№ 0001202408080115

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»