УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 2 мая 2024 года № 955
Форма
| QR-код |
Проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
1. Наименование вида контроля, внесенного в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. | |
2. Наименование контрольного (надзорного) органа: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. | |
3. Форма проверочного листа утверждена приказом Рособрнадзора от 02.05.2024 № 955 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования". | |
4. Объект контроля (надзора), в отношении которого проводится плановая выездная проверка | |
(далее - проверка): | |
5. Наименование юридического лица, его идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), являющегося контролируемым лицом: | |
6. Место (места) проведения проверки с заполнением проверочного листа: | |
7. Реквизиты решения Рособрнадзора о проведении проверки, подписанного уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора: | |
8. Учетный номер проверки: | |
9. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований: |
№ п/п | Список контрольных вопросов | Реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования | Ответы на вопросы ("да"/"нет"/ "неприменимо") | Примечание |
1. | Реализуются ли организаций, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно - организации, образовательные программы):
|
|
| |
| - программы бакалавриата по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата? | программам магистратуры (далее - Порядок № 245) |
|
|
| - программы специалитета - по специальностям высшего образования - специалитета? |
|
|
|
| - программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры? |
|
|
|
________________ Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245 (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2021 г., регистрационный № 64644) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 2 марта 2023 г. № 244 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2023 г., регистрационный № 72715), действует до 1 сентября 2028 года. | ||||
2. | Разрабатываются ли и утверждаются ли организацией образовательные программы? |
|
| |
3. | Разрабатываются ли организацией образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами? |
|
| |
4. | Разрабатываются ли организацией, имеющей право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), соответствующие образовательные программы на основе таких образовательных стандартов? |
|
| |
5. | Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида? |
|
| |
6. | Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся? |
|
| |
7. | Содержит ли образовательная программа, утвержденная организацией:
|
|
| |
| - учебный план? |
|
|
|
| - календарный учебный график? |
|
|
|
| - рабочие программы дисциплин (модулей)? |
|
|
|
| - оценочные материалы? |
|
|
|
| - методические материалы? |
|
|
|
| - рабочую программу воспитания? |
|
|
|
| - календарный план воспитательной работы? |
|
|
|
| - формы аттестации? |
|
|
|
8. | Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ в области информационной безопасности с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации? |
|
| |
9. | Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне? |
|
| |
10. | Имеют ли среднее общее образование лица, допущенные к освоению программ бакалавриата или программ специалитета? |
|
| |
11. | Имеют ли высшее образование любого уровня лица, допущенные к освоению программ магистратуры? |
|
| |
12. | Реализуются ли образовательные программы по формам обучения, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, самостоятельно разработанными и утвержденными образовательными организациями высшего образования, имеющими такое право в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ (далее вместе - образовательные стандарты)? |
|
| |
13. | Определяются ли язык, языки образования локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации? |
|
| |
14. | Осуществляется ли образовательная деятельность по образовательным программам на государственном языке Российской Федерации, если локальными нормативными актами организации не установлено иное? |
|
| |
15. | Осуществляется ли преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами? |
|
| |
16. | Соблюдается ли организацией требование о том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации? |
|
| |
17. | Реализует ли организация образовательную программу, предусматривающую получение высшего образования на иностранном языке в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации? |
|
| |
18. | Обеспечивает ли организация осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленной образовательной программой, а именно:
|
|
| |
| - планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников, установленными образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными организацией (в случае установления таких компетенций)? |
|
|
|
| - планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы? |
|
|
|
19. | Обеспечивает ли организация при реализации образовательных программ обучающимся возможность:
|
|
| |
| - освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) дисциплин (модулей)? |
|
|
|
| - освоения элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей)? |
|
|
|
| - одновременного получения нескольких квалификаций в порядке, установленном локальным нормативным актом организации? |
|
|
|
20. | Осваиваются ли в обязательном порядке элективные дисциплины (модули), избранные обучающимися? |
|
| |
21. | Соблюдается ли организацией требование, что годовой объем образовательной программы при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении объем образовательной программы, не превышает установленный образовательным стандартом?* |
|
| |
________________ * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных. | ||||
22. | Устанавливается ли организацией величина зачетной единицы? |
|
| |
23. | Осуществляется ли получение высшего образования по образовательной программе в сроки, установленные образовательным стандартом вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий? |
|
| |
24. | Соблюдается ли организацией требование о том, что в срок получения высшего образования по образовательной программе не включаются время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение? |
|
| |
25. | Соблюдается ли организацией требование о том, что продолжительность курса, включающая время обучения и время каникул, не превышает 366 календарных дней? |
|
| |
26. | Определяются ли организацией периоды обучения - учебные годы (курсы), а также периоды обучения, выделяемые в рамках курсов (семестры и (или) триместры), а также периоды освоения модулей, выделяемые в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе? |
|
| |
27. | Соблюдается ли организацией требование о том, что срок начала учебного года по очной форме обучения может быть перенесен не более чем на 2 месяца? |
|
| |
28. | Составляет ли в организации общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом:
|
|
| |
| - при продолжительности учебного года более 300 календарных дней? |
|
|
|
| - не менее 49 календарных дней и не более 70 календарных дней? |
|
|
|
| - при продолжительности учебного года не менее 100 календарных дней и не более 300 календарных дней - не менее 21 календарного дня и не более 49 календарных дней? |
|
|
|
| - при продолжительности учебного года менее 100 календарных дней |
|
|
|
| - не более 14 календарных дней? |
|
|
|
29. | Соблюдается ли организацией требование о том, что осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится? |
|
| |
30. | Обеспечивает ли организация при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе:
|
|
| |
| - реализацию дисциплин (модулей) (включая проведение текущего контроля успеваемости)? |
|
|
|
| - проведение практик? |
|
|
|
| - проведение промежуточной аттестации обучающихся? |
|
|
|
| - проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся? |
|
|
|
31. | Проводится ли организацией образовательная деятельность по образовательной программе в одной из форм:
|
|
| |
| - в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа)?
|
|
|
|
| - в форме самостоятельной работы обучающихся;
|
|
|
|
| - по решению организации - в иных формах, установленных организацией, в том числе при проведении практики? |
|
|
|
32. | Включает ли в себя контактная работа следующие формы взаимодействия обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях:
|
|
| |
| - занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся), и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации)?
|
|
|
|
| - по решению организации - иные занятия, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно?
|
|
|
|
| - иные формы взаимодействия обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемые организацией самостоятельно, в том числе при проведении практики, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся? |
|
|
|
33. | Проводятся ли организацией занятия в соответствии с расписанием? |
|
| |
34. | Исключает ли организация при составлении расписаний занятий, проводимых в форме контактной работы, нерациональные затраты времени обучающихся? |
|
| |
35. | Проводятся ли организацией занятия продолжительностью не более 90 минут с перерывами между занятиями не менее 5 минут? |
|
| |
36. | Проводятся ли организацией занятия семинарского типа для одной учебной группы? |
|
| |
37. | Формируются ли организацией учебные группы с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке)? |
|
| |
38. | Осуществляется ли организацией организация образовательного процесса по образовательным программам при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, в соответствии с Порядком № 245 и локальными нормативными актами организации? |
|
| |
39. | Принимается ли организацией решение об ускоренном обучении обучающегося на основании его личного заявления? |
|
| |
40. | Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану? |
|
| |
41. | Соблюдается ли организацией при ускоренном обучении по образовательной программе порядок реализации сокращения срока получения высшего образования, установленный пунктом 32 Порядка № 245? |
|
| |
42. | Осуществляет ли организация текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся? |
|
| |
43. | Установлены ли локальными нормативными актами организации формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности? |
|
| |
44. | Включает ли порядок проведения промежуточной аттестации в себя шкалу оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок? |
|
| |
45. | Осуществляется ли организацией зачет результатов обучения, освоенных обучающимися в других организациях, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ? |
|
| |
46. | Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и формы зачета организацией результатов обучения, освоенных обучающимися внутри организации? |
|
| |
47. | Учитываются ли организацией в качестве результатов промежуточной аттестации зачтенные результаты обучения? |
|
| |
48. | Устанавливает ли организация для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике? |
|
| |
49. | Предоставляется ли обучающемуся возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз с проведением указанной аттестации комиссией, созданной организацией, если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз? |
|
| |
50. | Утверждается ли организацией индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и государственной итоговой аттестации, после зачисления экстерна в срок не позднее одного месяца с даты зачисления? |
|
| |
51. | Допускаются ли организацией к государственной итоговой аттестации обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам? |
|
| |
52. | Выдаются ли организацией лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, документы об образовании и о квалификации? |
|
| |
53. | Выдается ли организацией справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, лицам, не прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации? |
|
| |
54. | Предоставляются ли организацией обучающимся по образовательным программам после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования? |
|
| |
55. | Выдается ли организацией из личного дела документ об образовании или документ об образовании и о квалификации, предоставленный при поступлении в организацию, лицу, окончившему обучение в организации, выбывшему до окончания обучения из организации, а также обучающемуся по его заявлению? |
|
| |
56. | Осуществляется ли организацией обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся? |
|
| |
57. | Создаются ли организацией специальные условия обучения, воспитания и развития для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя:
|
|
| |
| - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания? |
|
|
|
| - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, иной учебной литературы бесплатно? |
|
|
|
| - использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования? |
|
|
|
| - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков? |
|
|
|
| - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий? |
|
|
|
| - обеспечение доступа в здания организаций? |
|
|
|
| - другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья? |
|
|
|
58. | Обеспечивается ли организацией в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья:
|
|
| |
| а) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
|
|
|
|
| - наличие альтернативной версии официального сайта организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для слабовидящих? |
|
|
|
| - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля)? |
|
|
|
| - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь? |
|
|
|
| - обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы)? |
|
|
|
| - обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации? |
|
|
|
| б) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
|
|
|
|
| - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)? |
|
|
|
| - обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации? |
|
|
|
| в) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия:
|
|
|
|
| - возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации? |
|
|
|
| - возможность пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений? |
|
|
|