Действующий

Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (с изменениями на 2 мая 2024 года)

Приложение № 18

УТВЕРЖДЕНА

приказом Федеральной службы

по надзору в сфере

образования и науки

от 2 мая 2024 года № 955

Форма

 

QR-код

Проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

1. Наименование вида контроля, внесенного в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.

2. Наименование контрольного (надзорного) органа: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

3. Форма проверочного листа утверждена приказом Рособрнадзора от 02.05.2024 № 955 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования".

4. Объект контроля (надзора), в отношении которого проводится плановая выездная проверка

(далее - проверка):

5. Наименование юридического лица, его идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), являющегося контролируемым лицом:

6. Место (места) проведения проверки с заполнением проверочного листа:

7. Реквизиты решения Рособрнадзора о проведении проверки, подписанного уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора:

8. Учетный номер проверки:

9. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований:

№ п/п

Список контрольных вопросов

Реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы

("да"/"нет"/

"неприменимо")

Примечание

1.

Реализуются ли организаций, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно - организации, образовательные программы):

 

Пункт 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета,

 

 

 

- программы бакалавриата по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата?

программам магистратуры (далее - Порядок № 245)

 

 

 

- программы специалитета - по специальностям высшего образования - специалитета?

 

 

 

 

- программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры?

 

 

 

________________

      Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245 (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2021 г., регистрационный № 64644) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 2 марта 2023 г. № 244 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2023 г., регистрационный № 72715), действует до 1 сентября 2028 года.


2.

Разрабатываются ли и утверждаются ли организацией образовательные программы?

Пункт 5 Порядка № 245

 

 

3.

Разрабатываются ли организацией образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами?

Пункт 5 Порядка № 245

 

 

4.

Разрабатываются ли организацией, имеющей право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), соответствующие образовательные программы на основе таких образовательных стандартов?

Пункт 5 Порядка № 245

 

 

5.

Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида?

Пункт 6 Порядка № 245

 

 

6.

Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся?

Пункт 6 Порядка № 245

 

 

7.

Содержит ли образовательная программа, утвержденная организацией:

 

Пункт 7 Порядка № 245

 

 

 

- учебный план?

 

 

 

 

- календарный учебный график?

 

 

 

 

- рабочие программы дисциплин (модулей)?

 

 

 

 

- оценочные материалы?

 

 

 

 

- методические материалы?

 

 

 

 

- рабочую программу воспитания?

 

 

 

 

- календарный план воспитательной работы?

 

 

 

 

- формы аттестации?

 

 

 

8.

Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ в области информационной безопасности с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации?

Пункт 8 Порядка № 245

 

 

9.

Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне?

Пункт 9 Порядка № 245

 

 

10.

Имеют ли среднее общее образование лица, допущенные к освоению программ бакалавриата или программ специалитета?

Пункт 10 Порядка № 245

 

 

11.

Имеют ли высшее образование любого уровня лица, допущенные к освоению программ магистратуры?

Пункт 10 Порядка № 245

 

 

12.

Реализуются ли образовательные программы по формам обучения, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, самостоятельно разработанными и утвержденными образовательными организациями высшего образования, имеющими такое право в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ (далее вместе - образовательные стандарты)?

Пункт 11 Порядка № 245

 

 

13.

Определяются ли язык, языки образования локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Пункт 12 Порядка № 245

 

 

14.

Осуществляется ли образовательная деятельность по образовательным программам на государственном языке Российской Федерации, если локальными нормативными актами организации не установлено иное?

Пункт 12 Порядка № 245

 

 

15.

Осуществляется ли преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами?

Пункт 12 Порядка № 245

 

 

16.

Соблюдается ли организацией требование о том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации?

Пункт 12 Порядка № 245

 

 

17.

Реализует ли организация образовательную программу, предусматривающую получение высшего образования на иностранном языке в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации?

Пункт 12 Порядка № 245

 

 

18.

Обеспечивает ли организация осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленной образовательной программой, а именно:

 

Пункт 13 Порядка № 245

 

 

 

- планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников, установленными образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными организацией (в случае установления таких компетенций)?

 

 

 

 

- планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы?

 

 

 

19.

Обеспечивает ли организация при реализации образовательных программ обучающимся возможность:

 

Пункт 14 Порядка № 245

 

 

 

- освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) дисциплин (модулей)?

 

 

 

 

- освоения элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей)?

 

 

 

 

- одновременного получения нескольких квалификаций в порядке, установленном локальным нормативным актом организации?

 

 

 

20.

Осваиваются ли в обязательном порядке элективные дисциплины (модули), избранные обучающимися?

Пункт 14 Порядка № 245

 

 

21.

Соблюдается ли организацией требование, что годовой объем образовательной программы при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении объем образовательной программы, не превышает установленный образовательным стандартом?*

Пункт 15 Порядка № 245

 

 

________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


22.

Устанавливается ли организацией величина зачетной единицы?

Пункт 16 Порядка № 245

 

 

23.

Осуществляется ли получение высшего образования по образовательной программе в сроки, установленные образовательным стандартом вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий?

Пункт 17 Порядка № 245

 

 

24.

Соблюдается ли организацией требование о том, что в срок получения высшего образования по образовательной программе не включаются время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение?

Пункт 18 Порядка № 245

 

 

25.

Соблюдается ли организацией требование о том, что продолжительность курса, включающая время обучения и время каникул, не превышает 366 календарных дней?

Пункт 19 Порядка № 245

 

 

26.

Определяются ли организацией периоды обучения - учебные годы (курсы), а также периоды обучения, выделяемые в рамках курсов (семестры и (или) триместры), а также периоды освоения модулей, выделяемые в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе?

Пункт 19 Порядка № 245

 

 

27.

Соблюдается ли организацией требование о том, что срок начала учебного года по очной форме обучения может быть перенесен не более чем на 2 месяца?

Пункт 20 Порядка № 245

 

 

28.

Составляет ли в организации общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом:

 

Пункт 21 Порядка № 245

 

 

 

- при продолжительности учебного года более 300 календарных дней?

 

 

 

 

- не менее 49 календарных дней и не более 70 календарных дней?

 

 

 

 

- при продолжительности учебного года не менее 100 календарных дней и не более 300 календарных дней - не менее 21 календарного дня и не более 49 календарных дней?

 

 

 

 

- при продолжительности учебного года менее 100 календарных дней

 

 

 

 

- не более 14 календарных дней?

 

 

 

29.

Соблюдается ли организацией требование о том, что осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится?

Пункт 22 Порядка № 245

 

 

30.

Обеспечивает ли организация при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе:

 

Пункт 23 Порядка № 245

 

 

 

- реализацию дисциплин (модулей) (включая проведение текущего контроля успеваемости)?

 

 

 

 

- проведение практик?

 

 

 

 

- проведение промежуточной аттестации обучающихся?

 

 

 

 

- проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся?

 

 

 

31.

Проводится ли организацией образовательная деятельность по образовательной программе в одной из форм:

 

Пункт 24 Порядка № 245

 

 

 

- в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа)?

 

 

 

 

 

- в форме самостоятельной работы обучающихся;

 

 

 

 

 

- по решению организации - в иных формах, установленных организацией, в том числе при проведении практики?

 

 

 

32.

Включает ли в себя контактная работа следующие формы взаимодействия обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях:

 

Пункт 25 Порядка № 245

 

 

 

- занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся), и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации)?

 

 

 

 

 

- по решению организации - иные занятия, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно?

 

 

 

 

 

- иные формы взаимодействия обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемые организацией самостоятельно, в том числе при проведении практики, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся?

 

 

 

33.

Проводятся ли организацией занятия в соответствии с расписанием?

Пункт 27 Порядка № 245

 

 

34.

Исключает ли организация при составлении расписаний занятий, проводимых в форме контактной работы, нерациональные затраты времени обучающихся?

Пункт 27 Порядка № 245

 

 

35.

Проводятся ли организацией занятия продолжительностью не более 90 минут с перерывами между занятиями не менее 5 минут?

Пункт 27 Порядка № 245

 

 

36.

Проводятся ли организацией занятия семинарского типа для одной учебной группы?

Пункт 28 Порядка № 245

 

 

37.

Формируются ли организацией учебные группы с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке)?

Пункт 28 Порядка № 245

 

 

38.

Осуществляется ли организацией организация образовательного процесса по образовательным программам при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, в соответствии с Порядком № 245 и локальными нормативными актами организации?

Пункт 30 Порядка № 245

 

 

39.

Принимается ли организацией решение об ускоренном обучении обучающегося на основании его личного заявления?

Пункт 31 Порядка № 245

 

 

40.

Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану?

Пункт 31 Порядка № 245

 

 

41.

Соблюдается ли организацией при ускоренном обучении по образовательной программе порядок реализации сокращения срока получения высшего образования, установленный пунктом 32 Порядка № 245?

Пункт 32 Порядка № 245

 

 

42.

Осуществляет ли организация текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся?

Пункт 33 Порядка № 245

 

 

43.

Установлены ли локальными нормативными актами организации формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности?

Пункт 34 Порядка № 245

 

 

44.

Включает ли порядок проведения промежуточной аттестации в себя шкалу оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок?

Пункт 34 Порядка № 245

 

 

45.

Осуществляется ли организацией зачет результатов обучения, освоенных обучающимися в других организациях, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ?

Пункт 35 Порядка № 245

 

 

46.

Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и формы зачета организацией результатов обучения, освоенных обучающимися внутри организации?

Пункт 35 Порядка № 245

 

 

47.

Учитываются ли организацией в качестве результатов промежуточной аттестации зачтенные результаты обучения?

Пункт 35 Порядка № 245

 

 

48.

Устанавливает ли организация для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике?

Пункт 36 Порядка № 245

 

 

49.

Предоставляется ли обучающемуся возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз с проведением указанной аттестации комиссией, созданной организацией, если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз?

Пункт 36 Порядка № 245

 

 

50.

Утверждается ли организацией индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и государственной итоговой аттестации, после зачисления экстерна в срок не позднее одного месяца с даты зачисления?

Пункт 37 Порядка № 245

 

 

51.

Допускаются ли организацией к государственной итоговой аттестации обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам?

Пункт 38 Порядка № 245

 

 

52.

Выдаются ли организацией лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, документы об образовании и о квалификации?

Пункт 39 Порядка № 245

 

 

53.

Выдается ли организацией справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, лицам, не прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации?

Пункт 39 Порядка № 245

 

 

54.

Предоставляются ли организацией обучающимся по образовательным программам после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования?

Пункт 40 Порядка № 245

 

 

55.

Выдается ли организацией из личного дела документ об образовании или документ об образовании и о квалификации, предоставленный при поступлении в организацию, лицу, окончившему обучение в организации, выбывшему до окончания обучения из организации, а также обучающемуся по его заявлению?

Пункт 41 Порядка № 245

 

 

56.

Осуществляется ли организацией обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся?

Пункт 42 Порядка № 245

 

 

57.

Создаются ли организацией специальные условия обучения, воспитания и развития для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя:

 

Пункт 43 Порядка № 245

 

 

 

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания?

 

 

 

 

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, иной учебной литературы бесплатно?

 

 

 

 

- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования?

 

 

 

 

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков?

 

 

 

 

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий?

 

 

 

 

- обеспечение доступа в здания организаций?

 

 

 

 

- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?

 

 

 

58.

Обеспечивается ли организацией в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья:

 

Пункт 44 Порядка № 245

 

 

 

а) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

 

 

 

 

 

- наличие альтернативной версии официального сайта организации в информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет" для слабовидящих?

 

 

 

 

- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля)?

 

 

 

 

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь?

 

 

 

 

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы)?

 

 

 

 

- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации?

 

 

 

 

б) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

 

 

 

 

 

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)?

 

 

 

 

- обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации?

 

 

 

 

в) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия:

 

 

 

 

 

- возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации?

 

 

 

 

- возможность пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений?