УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 2 мая 2024 года № 955
Форма
| QR-код |
Проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
1. Наименование вида контроля, внесенного в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. | |
2. Наименование контрольного (надзорного) органа: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. | |
3. Форма проверочного листа утверждена приказом Рособрнадзора от 02.05.2024 № 955 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования". | |
4. Объект контроля (надзора), в отношении которого проводится плановая выездная проверка | |
(далее - проверка): | |
5. Наименование юридического лица, его идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), являющегося контролируемым лицом: | |
6. Место (места) проведения проверки с заполнением проверочного листа: | |
7. Реквизиты решения Рособрнадзора о проведении проверки, подписанного уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора: | |
8. Учетный номер проверки: | |
9. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований: |
№ п/п | Список контрольных вопросов | Реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования | Ответы на вопросы ("да"/"нет"/ "неприменимо") | Примечание |
1. | Разработаны ли и утверждены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительные общеразвивающие программы? | Порядка организации и осуществления образовательной деятельности организации по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок № 629) |
|
|
________________ Утвержден приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2022 г., регистрационный № 70226), действует до 28 февраля 2029 года. | ||||
2. | Определяются ли образовательной программой сроки обучения? |
|
| |
3. | Разработана ли и утверждена образовательная программа в области искусств организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями? |
|
| |
4. | Разработана ли и утверждена образовательная программа спортивной подготовки организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки? |
|
| |
5. | Создает ли организация, осуществляющая образовательную деятельность, условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения? |
|
| |
6. | Осуществляется ли в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы? |
|
| |
7. | Составляется ли расписание занятий объединения для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся? |
|
| |
8. | Определяются ли локальным нормативным актом организации:
|
|
| |
| - количество обучающихся в объединении? |
|
|
|
| - возрастные категории обучающихся в объединение? |
|
|
|
| - продолжительность учебных занятий в объединении? |
|
|
|
9. | Определяются ли организацией, осуществляющей образовательную деятельность, формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации? |
|
| |
10. | Соблюдается ли организацией требование о недопустимости использования при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся? |
|
| |
11. | Обновляет ли организация, осуществляющая образовательную деятельность, дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы? |
|
| |
12. | Установлен ли локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок получения дополнительного образования детей на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ? |
|
| |
13. | Осуществляется ли педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам? |
|
| |
14. | Определяют ли организации, осуществляющие образовательную деятельность, формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся? |
|
| |
15. | Организует ли организация, осуществляющая образовательную деятельность, образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся? |
|
| |
16. | Создаются ли организацией, осуществляющей образовательную деятельность, специальные условия в соответствии с заключением психолого- медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитаций (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида? |
|
| |
17. | Определяются ли порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи правила доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам? |
|
| |
18. | Учитывает ли образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте 26 Порядка № 629, и направлена ли на решение следующих задач:
|
|
| |
| а) оказание психолого- педагогической помощи, реабилитации (абилитации)? |
|
|
|
| б) предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи? |
|
|
|
| в) обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
|
|
|
|
| - с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации? |
|
|
|
| - воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности? |
|
|
|
| - формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ? |
|
|
|
19. | Определяются ли содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида? |
|
| |
20. | Обеспечивают ли в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе:
|
|
| |
| а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
|
|
|
|
| - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий?
|
|
|
|
| - доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося? |
|
|
|
| - звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность? |
|
|
|
| - выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы)? |
|
|
|
| - контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос? |
|
|
|
| - контрастную маркировку прозрачных полотен дверей и ограждений (перегородок)? |
|
|
|
| - выделяет ли организация, осуществляющая образовательную деятельность при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки край ванны бассейна по всему периметру? |
|
|
|
| - применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий? |
|
|
|
| - использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации)? |
|
|
|
| - применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта)? |
|
|
|
| б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
|
|
|
|
| - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров)? |
|
|
|
| - обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи? |
|
|
|
| - использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий? |
|
|
|
| в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата:
|
|
|
|
| - материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений)? |
|
|
|
| - безбарьерную архитектурно- планировочную среду? |
|
|
|
| - обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации)? |
|
|
|
| - включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта)? |
|
|
|
| г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
|
|
|
|
| - адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио- /видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/ воспроизведение)? |
|
|
|
| - использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее? |
|
|
|
| - преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения? |
|
|
|
| - стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах)? |
|
|
|
| - обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию)? |
|
|
|
| - нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора)? |
|
|
|
| - расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии? |
|
|
|
| д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС):
|
|
|
|
| - использование визуальных расписаний? |
|
|
|
| е) для обучающихся с задержкой психического развития:
|
|
|
|
| - использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково- символической форме)? |
|
|
|
| - обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения? |
|
|
|
| - использование специальных приемов и методов обучения? |
|
|
|
| - дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся? |
|
|
|
| - соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических |
|
|
|
| процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно- оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта)? |
|
|
|
| ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
|
|
|
|
| - специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки? |
|
|
|
| - для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение? |
|
|
|
| - учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках)? |
|
|
|
| - сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений? |
|
|
|
21. | Предоставляются ли при реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков? |
|
|
10. Дата заполнения проверочного листа |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Должность, Ф.И.О. должностного лица Рособрнадзора, проводившего проверку и заполнившего проверочный лист) |
| (подпись) |