В связи с переориентацией направлений экспортных поставок на Восток и предусмотренным Стратегией ростом добычи минерального сырья остро стоит вопрос развития Восточного полигона железных дорог и Северного морского пути и подходов к нему.
При сохранении объемов перевозок на внутренний рынок, уменьшении экспорта в западном направлении и сохранении тенденции наращивания поставок угля по другим направлениям общие объемы перевозок угля по Восточному полигону российских железных дорог к 2025 году составят 121,7 млн. тонн, в 2030 году - 178,7 млн. тонн и в 2035 году - 267,2 млн. тонн.
Существует потенциал наращивания объемов экспорта в страны Африки, Латинской Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, для чего необходимо увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры (железная дорога) в Восточном направлении, увеличение перевалочных портовых мощностей как на востоке страны, так и в западной ее части, а также приступить к строительству крупнотоннажного балкерного флота.
Кроме того, по экспертной оценке, производство товарных руд и концентратов металлов горнорудными предприятиями, действующими, строящимися и проектируемыми в настоящее время, в пределах зоны охвата инфраструктуры Восточного полигона в 2025 году вырастет примерно в 2 раза - до 24 млн. тонн, в 2030 году - до 34,3 млн. тонн.
В результате пропускная способность Восточного полигона железных дорог должна обеспечивать суммарные объемы перевозок угля, а также руд и концентратов металлов в 2025 году в объеме не менее 146 млн. тонн, в 2030 году - 213 млн. тонн, в 2035 году - 315 млн. тонн.
Для наращивания грузоперевозок по Северному морскому пути необходимо строительство береговых и гидротехнических сооружений, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа и порта-хаба для организации транзитных перевозок.
Кроме того, требуются создание флота судов ледокольного класса и развитие арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.