ГОСТ Р 71494-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ СУДОВАЯ
Правила и нормы проектирования
Ship water heating system. Rules and standards of designing
ОКС 47.020.30
Дата введения 2024-09-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (НИИ "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 "Судостроение"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июля 2024 г. № 913-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает состав основного оборудования системы водяного отопления (СВО), правила выбора и размещения оборудования и трубопроводов в судовых помещениях, а также методику расчета СВО.
Настоящий стандарт распространяется на двухтрубную СВО помещений морских судов, судов внутреннего плавания и плавсредств (далее - суда).
Стандарт предназначен для проектирования систем отопления с теплоносителем водой или водным раствором.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков
ГОСТ 22270 Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Термины и определения
ГОСТ 24389 Системы кондиционирования воздуха, вентиляции и отопления судов. Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды
ГОСТ 31311 Приборы отопительные. Общие технические условия
ГОСТ 32415 Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия
ГОСТ Р 58067-2018 Техническое обеспечение строящихся, переоборудуемых и ремонтируемых судов. Системы отопления судовых помещений. Требования
ГОСТ Р 58881 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22270, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 теплогенератор: Установка, в которой тепловая энергия сжигаемого топлива, греющего пара или выхлопных газов двигателей судовой силовой установки передается воде.
3.2 магистраль: Главная линия трубопровода системы водяного отопления, по которой распределяется или в которую собирается перемещаемая среда.
3.3 маломерное судно: Судно любого типа, с длиной корпуса 20 м и менее.
3.4 циркуляционный насос: Насос, искусственно создающий циркуляцию воды в системе водяного отопления (для СВО с искусственной циркуляцией).
3.5 подкачивающий насос: Насос, служащий для создания циркуляции воды в период прогрева системы водяного отопления (для СВО с естественной циркуляцией).
3.6 радиатор: Отопительный прибор конвективного типа с преобладанием теплоотдачи излучением.
3.7 расширительная цистерна: Цистерна, служащая для компенсации изменения объема воды в системе водяного отопления.
3.8 расширительная цистерна мембранного типа: Мембранный расширительный бак, который применяется для компенсирования увеличения объема воды вследствие ее температурного расширения в системе водяного отопления.
3.9 система водяного отопления с естественной циркуляцией воды: Система, перемещение воды в которой происходит за счет разности плотности отработавшей воды и теплоносителя.
3.10 система водяного отопления с искусственной циркуляцией воды: Система, перемещение воды в которой происходит с помощью циркуляционных насосов.
3.11 система водяного отопления с тупиковой разводкой: Система, в которой вода в магистралях подвода теплоносителя и магистралях отвода отработавшей воды движется в противоположных направлениях.
3.12 система водяного отопления с попутной разводкой: Система, в которой вода в магистралях подвода теплоносителя и магистралях отвода отработавшей воды движется в одном направлении.
3.13 теплоноситель: Рабочая среда, осуществляющая передачу тепла судовым помещениям и оборудованию.
Примечание - В качестве теплоносителя СВО применяются горячая вода или водные растворы.
3.14 открытая система водяного отопления: Система, в которой расширительная цистерна сообщается с атмосферой.
3.15 закрытая система водяного отопления: Система, в которой расширительная цистерна не сообщается с атмосферой (изменение объема воды в системе компенсируется воздушной подушкой в расширительной цистерне).
4.1 СВО предназначена для подачи теплоносителя к отопительным приборам, установленным в помещениях, с целью обеспечения надлежащей системой отопления помещений в соответствии с требованиями Конвенции [1], а также требованиями сохранности механизмов, приборов и оборудования.
В зависимости от условий эксплуатации судна и типа потребителей тепла СВО в качестве теплоносителя необходимо выбрать рабочую среду. В СВО теплоноситель должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 58067-2018 (пункт 5.4.1).
4.2 На судах, где СВО является основным средством отопления помещений, теплоноситель системы может быть использован для подогрева пресной воды, обогрева водяных и других цистерн и для прочих судовых нужд.
4.3 СВО, как правило, состоит из следующего основного оборудования и элементов:
- теплогенератора;
- циркуляционного насоса;
- подкачивающего насоса;
- отопительных приборов;
- трубопровода;
- расширительной цистерны/расширительной цистерны мембранного типа;
- регулирующей и запорной арматуры;
- воздушного клапана.
5.1.1 На судах следует применять СВО с искусственной циркуляцией или с естественной циркуляцией рабочей среды.
СВО с естественной циркуляцией рабочей среды целесообразно применять при следующих условиях:
- на маломерных судах, если расстояние отопительных приборов от теплогенератора составляет не более 30 м и расстояние по вертикали от центра ближайшего отопительного прибора до центра теплогенератора не менее 3 м;
- если давление, создаваемое за счет разности плотности отработавшей воды и теплоносителя, превышает 5 Па (0,50 кгс/м) на 1000 мм длины наибольшего циркуляционного кольца.
Примечание - СВО с искусственной циркуляцией воды приведена на рисунках А.1 - А.2, СВО с естественной циркуляцией воды приведена на рисунке А.3.
5.1.2 СВО может быть с попутной или с тупиковой разводкой. СВО с тупиковой разводкой целесообразно применять при числе радиаторов не больше трех. СВО с тупиковой разводкой приведена на рисунке А.4. СВО с попутной разводкой приведена на рисунке А.5.
5.1.3 СВО может быть открытая или закрытая. Открытая СВО приведена на рисунке А.1. Закрытая СВО приведена на рисунках А.2 и А.3. Схема закрытой СВО с искусственной циркуляцией воды и с расширительной цистерной мембранного типа приведена на рисунке А.6.
5.1.4 На судах, эксплуатируемых в районах с холодным климатом, следует предусмотреть установку резервного подогревателя воды.
5.1.5 Для обеспечения полного удаления воды и осушения трубопроводов и всех водяных полостей механизмов, аппаратов и оборудования СВО следует предусмотреть возможность продувки их воздухом от системы сжатого воздуха низкого давления.
5.1.6 В СВО должно быть предусмотрено устройство для подпитки системы пресной водой.
5.1.7 Трубы и арматуру крепят подвесками к ребрам жесткости или к специально приваренным к этим конструкциям опорам. Расстояние между подвесками следует принимать в зависимости от диаметра трубопровода по действующей нормативной документации (НД), но не более 2 м. Трубы должны быть закреплены так, чтобы не было препятствий к их тепловому расширению.
5.1.8 Расчетная температура и относительная влажность наружного воздуха и воздуха в судовых помещениях, а также температура забортной воды - по ГОСТ 24389.
Примечания
1 Допускается уточнение расчетных параметров с учетом технического задания на судно, а также значений, приведенных в [2].
2 Расчетную разность температур теплоносителя и отработавшей воды рекомендуется принимать равной 25°С.
3 Расчетную температуру теплоносителя на входе в радиатор целесообразно принимать не выше 95°С.
5.1.9 Предельные скорости движения воды в трубопроводах не должны превышать 1,5 м/с.
5.1.10 В системах отопления с трубопроводами из полимерных материалов по ГОСТ 32415 расчетная температура теплоносителя должна быть не выше 90°С.
5.2.1 В качестве теплогенераторов, как правило, применяют отопительные водогрейные котлы, паровые, электрические и пароэлектрические подогреватели воды, утилизационные котлы, камбузные плиты-котлы.
5.2.2 Число теплогенераторов на судне должно быть определено в каждом конкретном случае в зависимости от теплопроизводительности СВО и возможности их размещения.
5.2.3 Приборы и арматура, устанавливаемые на теплогенераторах, должны обеспечивать автоматическое поддержание заданной температуры нагреваемой воды.
Примечания
1 Рекомендуется предусматривать регуляторы, обеспечивающие автоматическое поддержание температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.
2 Допускается снижение температуры теплоносителя при температуре t наружного воздуха ниже минус 25°С.
5.3.1 В качестве циркуляционных насосов в СВО с искусственной циркуляцией следует применять низконапорные центробежные насосы. Циркуляционный насос, как правило, включают в магистраль отработавшей воды.