РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(с изменениями на 8 августа 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 232-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.08.2024, № 0001202408080042) (о порядке вступления в силу см. статью 88 Федерального закона от 8 августа 2024 года N 232-ФЗ).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
3 июля 2024 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2024 года
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст.1177; 2007, № 45, ст.5427; 2008, № 29, ст.3418; № 52, ст.6236; 2010, № 31, ст.4156, 4157, 4158, 4160; 2011, № 1, ст.13; № 30, ст.4590, 4596; № 50, ст.7336, 7343; 2012, № 26, ст.3446; № 53, ст.7616; 2013, № 45, ст.5797; № 48, ст.6165; 2014, № 16, ст.1840; № 42, ст.5615; 2015, № 1, ст.19; № 29, ст.4350; № 45, ст.6208; 2016, № 1, ст.70; № 14, ст.1904; № 26, ст.3865; № 27, ст.4201; 2017, № 1, ст.49; № 27, ст.3926; № 31, ст.4822; 2018, № 1, ст.35; № 27, ст.3955; № 31, ст.4843, 4860; № 53, ст.8448; 2019, № 31, ст.4421, 4459; № 52, ст.7789, 7796; 2020, № 17, ст.2719; № 31, ст.5040; № 50, ст.8047; 2021, № 1, ст.19, 73; № 24, ст.4188; 2022, № 8, ст.1036; № 24, ст.3934; 2023, № 32, ст.6221; № 43, ст.7600, 7602; № 45, ст.7987; 2024, № 1, ст.3; № 8, ст.1046) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) абзац двенадцатый после слов "пунктом 11 статьи 8" дополнить словами "и пунктом 2 статьи 26";
б) абзац тринадцатый после слов "технологическими режимами работы" дополнить словами "и эксплуатационным состоянием";
в) абзац четырнадцатый после слов "технологическими режимами работы" дополнить словами "и эксплуатационным состоянием";
г) в абзаце пятьдесят третьем слова "взаимоувязанное множество" заменить словами "множество взаимоувязанных";
д) дополнить абзацами следующего содержания:
"системообразующая территориальная сетевая организация - территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации, функционирующая в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающая надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте Российской Федерации, в порядке и способами, которые указаны в настоящем Федеральном законе. На территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определение и функционирование системообразующих территориальных сетевых организаций осуществляются с учетом положений пункта 6 статьи 46_4 настоящего Федерального закона;
цифровая информационная модель объекта электроэнергетики - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, однозначно идентифицирующих и описывающих объект электроэнергетики и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними;
средства дистанционного управления - программные, программно-аппаратные и иные технические средства, обеспечивающие техническую возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удаленных автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путем передачи технологической информации и реализации команд управления.";
2) абзац шестой пункта 2 статьи 7 признать утратившим силу;
3) в пункте 1 статьи 9:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети:";
б) дополнить новыми абзацами вторым - шестым следующего содержания:
"лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах), за исключением территориальных сетевых организаций;
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к объектам электроэнергетики и (или) энергопринимающим устройствам, указанным в абзаце втором настоящего пункта и принадлежащим потребителям электрической энергии, при условии, что технологическое присоединение было произведено не позднее 31 декабря 2024 года и на указанный день в отношении этих присоединенных объектов и (или) устройств действовал и исполнялся договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах);
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к объектам по производству электрической энергии, непосредственно технологически присоединенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, при условии, что технологическое присоединение к таким объектам по производству электрической энергии было произведено не позднее 31 декабря 2024 года и на указанный день в отношении этих присоединенных устройств действовал и исполнялся договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах);
субъектам оптового рынка, осуществляющим куплю-продажу электрической энергии на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;
системообразующим территориальным сетевым организациям.";
4) пункт 1 статьи 11 после слов "технологическими режимами работы" дополнить словами "и эксплуатационным состоянием";
5) в статье 13:
а) абзац девятый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд и распоряжений и использования средств дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, основанная на оптимизации режимов работы Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем по критерию минимизации суммарных затрат покупателей электрической энергии;";
б) в пункте 2:
абзац первый после слов "системного оператора" дополнить словами "и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы и экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок является приоритетом при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любых действий системного оператора является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает соблюдение требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, за исключением случаев, если действия системного оператора направлены на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе. В указанных случаях системный оператор исходит из приоритетности мер, направленных на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе, перед экономической эффективностью оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.";
6) в статье 14:
а) в пункте 1:
абзац седьмой дополнить словами ", а также изменение технологических режимов работы и эксплуатационного состояния принадлежащих таким субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок путем непосредственного воздействия на них с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора";
абзацы четырнадцатый и пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"участие в расследовании причин аварий и инцидентов в электроэнергетике и осуществление систематизации информации об авариях и инцидентах в электроэнергетике в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
формирование, поддержание в актуальном состоянии и предоставление другим лицам для целей перспективного развития электроэнергетики перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 6_1 настоящего Федерального закона;";
дополнить новым абзацем восемнадцатым следующего содержания:
"формирование, поддержание в актуальном состоянии и раскрытие (предоставление) другим лицам цифровых информационных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и команды дистанционного управления, если их исполнение создает угрозу жизни людей, повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.";
в) в пункте 4 после слов "потребителей электрической энергии," дополнить словами "и ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора", слово "осуществляется" заменить словом "осуществляются";
7) дополнить статьей 15_1 следующего содержания:
"Статья 15_1. Обеспечение дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. В отношении функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций), а также в отношении функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций), в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляется переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием таких объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и проектная документация на строительство (реконструкцию) которых будет утверждена в период начиная с 1 января 2025 года, собственниками или иными законными владельцами таких объектов электроэнергетики должны быть обеспечены разработка и реализация мероприятий, необходимых для создания технической возможности осуществления изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
3. Собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2025 года, соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и в отношении которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 1 января 2027 года обеспечить переход к управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием таких объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с планами-графиками реализации необходимых для этого мероприятий, разработанными указанными собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по состоянию на 1 января 2025 года отсутствует, и в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых уполномоченным органом до 1 января 2027 года согласован вывод из эксплуатации, реализация дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не осуществляется.
Критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, порядок определения наличия указанной технической возможности и обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяются Правительством Российской Федерации.
4. Объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.";
8) пункт 1 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:
"создание необходимых условий для технологического развития электроэнергетических систем Российской Федерации, включая развитие и внедрение новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления.";
9) в статье 21:
а) в пункте 1:
в абзаце шестнадцатом слово "аварий" заменить словами "аварийных ситуаций";
абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"утверждает правила расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике;";
абзац сорок второй изложить в следующей редакции:
"устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из количественных характеристик и (или) параметров объектов электросетевого хозяйства, которыми организации владеют на праве собственности или ином законном основании, технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей деятельности территориальных сетевых организаций и с учетом результатов мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, проводимого в соответствии со статьей 28_3 настоящего Федерального закона, и запрета, установленного пунктом 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"устанавливает критерии отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям исходя из необходимости выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей системообразующей территориальной сетевой организации на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе с учетом количественных и (или) качественных показателей деятельности, а также на основе периодической оценки результатов функционирования в статусе системообразующей территориальной сетевой организации;
определяет случаи и порядок передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;