Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. № 460-ПП

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 3 октября 2011 года № 460-ПП



Текстовая часть Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика"



1. Характеристика текущего состояния градостроительной сферы города Москвы с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Градостроительное развитие города Москвы обусловлено статусом, масштабами и функциями города: столица Российской Федерации, крупнейший финансово-экономический, исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр страны. В столице большое внимание уделяется комплексному развитию территорий, инфраструктурным проектам, формированию комфортной среды для жителей и гостей города. Достигнутые результаты признаны на мировом уровне: в 2022 году в соответствии с программой UN-Habitat Организации Объединенных Наций, определяющей рейтинг "Индекс городского процветания", Москва заняла первое место по уровню развития инфраструктуры и качества жизни. Среди 29 мегаполисов мира Москва заняла третье место по всем категориям этого рейтинга.

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" (далее - Государственная программа) определяет приоритеты градостроительного развития в рамках всех государственных программ города Москвы, обеспечивая межотраслевое взаимодействие в части планирования размещения и строительства объектов недвижимости, аккумулирует результаты городских программ, а также мероприятий национальных и региональных проектов. Реализация Государственной программы обеспечивает сбалансированное социально-экономическое и градостроительное развитие территорий, создание комфортной среды для всех групп жителей.

В период 2017-2023 годов в городе Москве было введено в эксплуатацию 84,5 млн кв.м недвижимости жилого и нежилого назначения, таким образом фонд городской недвижимости увеличился на 14,6 процента.

Столица развивается как полицентрический город, формируются новые центры роста, в том числе на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

Масштабное развитие городского транспортного каркаса позволило усилить внутригородские взаимосвязи, в том числе на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, а также способствует развитию московской агломерации. Модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры, комплексный подход к развитию территорий способствует росту инвестиционной привлекательности столицы. Доля объектов недвижимости, построенных за счет внебюджетных средств, по итогам 2023 года составила 77 процентов в общем объеме ввода.

Постепенно наращиваются масштабы и темпы реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - Программа реновации), являющейся уникальным примером преобразования городской среды, в рамках которого обеспечивается создание современного жилищного фонда и инфраструктурных объектов, осуществляется благоустройство территорий. В рамках Государственной программы осуществляется градостроительное планирование и проектирование объектов, возводимых по Программе реновации, а также выполняются работы по ее научно-методическому и аналитическому сопровождению, координация мероприятий, направленных на своевременное улучшение жилищных условий в столице.

Город Москва - один из крупнейших исторических и культурных центров мира, в котором сконцентрировано большое число уникальных объектов, в том числе мирового значения. Сохранение архитектурного облика столицы невозможно без комплексного подхода к градостроительному планированию, проектированию, строительству, реставрации, благоустройству. В рамках Государственной программы осуществляются мероприятия, направленные на улучшение внешнего облика исторической части города, обеспечение инфраструктурными объектами. Реализация этих мероприятий позволила создать комфортные условия для проживания, обеспечить баланс между историческими и современными компонентами городской среды, повысить туристическую привлекательность города для гостей столицы.

Современное городское планирование невозможно без обеспечения деятельности органов исполнительной власти города Москвы геоинформационными ресурсами и пространственными данными, развития единого геоинформационного пространства. В рамках Государственной программы осуществляется комплекс взаимосвязанных мероприятий по градостроительному проектированию и планированию, в том числе: разработка, мониторинг реализации и внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территории, учитывающие в том числе зоны с особыми условиями использования. Составной частью градостроительной деятельности, а также деятельности в других секторах городского хозяйства и управления являются инженерно-геологические, геодезические, картографические, кадастровые работы, обеспечивающие строительство и эксплуатацию объектов недвижимости. При планировании градостроительных мероприятий реализуется дифференцированный подход, предусматривающий учет не только природных, историко-культурных особенностей территорий, функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структур, архитектурно-художественного облика города, но и влияние демографических процессов, современных требований к качеству городской среды, актуальность создания новых производств.

В рамках Государственной программы осуществляется разработка проектов планировки территорий, в том числе для реализации проектов комплексного развития территорий. Реализация этих градостроительных решений позволяет эффективно использовать земельные ресурсы, создавать новые современные высокотехнологичные рабочие места, благоустроенные жилые кварталы с современной инфраструктурой и общественные пространства, популярные у населения. В период 2017-2023 годов разработано порядка 570 проектов планировки территорий.

Созданию благоприятного инвестиционного климата в столице способствуют мероприятия, обеспечивающие оперативное и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, застройщиков и ресурсоснабжающих организаций. В городе Москве проводится активная работа по развитию нормативно-правового обеспечения строительной и градостроительной деятельности, результатом которой является упрощение строительного процесса: от разработки документации в области градостроительной деятельности до ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Особое внимание уделено снижению административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства, согласовании проектной документации, получении разрешений на строительство и вводу объектов в эксплуатацию, в результате чего происходит сокращение общего количества согласований, повышается прозрачность и информационная доступность процессов согласований.

В городе Москве внедрены новейшие технологии по предоставлению государственных услуг, в том числе "комплексных услуг", позволяющих на основе одного обращения заявителя сформировать результат, согласованный несколькими органами исполнительной власти города Москвы с использованием механизмов межведомственного электронного взаимодействия. По итогам 2023 года количество услуг в строительной сфере, предоставляемых в электронном виде, составило 57 единиц.

Эффективная градостроительная политика невозможна без динамичного и результативного развития строительной отрасли, одним из лидеров которой в Российской Федерации является строительный комплекс столицы. Строительная отрасль вносит значимый вклад в экономику города: 14 процентов рабочих мест в экономике города Москвы обеспечивает занятость 1,4 млн человек. Несмотря на влияние негативных факторов, в 2023 году был выявлен рост производственной активности. Инвестиции в строительный сектор, включая виды деятельности "Строительство" и "Операции с недвижимостью", выросли по сравнению с 2021 годом на 12,1 процента в номинальном выражении и составили 13,4 процента от общего объема инвестиций крупных и средних организаций.

Для решения стратегических, научно-методических и прикладных задач в строительном комплексе города Москвы действует Объединенный научно-технический совет по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы (далее - Совет). Совет рассматривает вопросы инновационного развития в строительстве, градостроительной политики, основные направления и результаты научных исследований, новые технологии и материалы, проблемы энергосбережения и безопасности в строительстве.

Одним из направлений, обеспечивающих устойчивое развитие промышленного потенциала города Москвы, является модернизация производственной базы индустриального домостроения, обеспечение внедрения современных технологий, выпуск необходимых изделий и конструкций, позволяющие размещать объекты строительства на участках различной площади и конфигурации, обеспечивать архитектурную выразительность объектов и разнообразие их фасадных решений, создавать адресную индивидуализацию застройки, повышать энергетическую эффективность зданий, осуществлять выбор для жилых домов необходимого квартирного состава. Модернизация производственной базы является одним из условий успешной реализации Генерального плана города Москвы. В период 2017-2023 годов количество инновационных разработок, включенных в перечень инновационной продукции, для применения на объектах, строящихся за счет бюджетных средств, составило 304 единицы.

Осуществляется развитие системы сертификации и контроля качества продукции в строительном комплексе.

В целях инновационного развития строительного комплекса создан Московский территориальный строительный каталог (далее - МТСК) как система информационного обеспечения организаций и специалистов, занятых в капитальном строительстве. Будучи компонентом единой информационно-справочной системы города Москвы МТСК охватывает деятельность строительного комплекса города Москвы и предназначен для заказчиков (застройщиков) строительства, проектных, строительных и других организаций, осуществляющих проект-но-строительную деятельность в городе Москве, а также используется как справочный материал для проектных и строительных организаций других городов Российской Федерации.

Одним из направлений развития градостроительной сферы является совершенствование системы комплексного информационно-аналитического обеспечения строительной отрасли. Единая цифровая платформа градостроительной деятельности позволяет обеспечивать эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и автоматизировать предоставление государственных услуг в сфере строительства. В рамках Единой цифровой платформы градостроительной деятельности развиваются городские информационные системы. С 2022 года в Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью создан и ведется реестр цифровых паспортов объектов капитального строительства, а также создана единая система идентификации для органов исполнительной власти города Москвы и участников инвестиционно-строительной деятельности всех строящихся и введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Активно развивается "Цифровой двойник Москвы", представляющий собой точную 3D-копию (фотограмметрическую модель) территории столицы в виртуальной реальности. Эта уникальная платформа помогает планировать строительство жилых, промышленных и социальных объектов, принимать управленческие решения и контролировать ход реализации значимых городских проектов. Таким образом, формируется единый цифровой контур, позволяющий управлять объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла с использованием технологий информационного моделирования.

Реализация Государственной программы в целом или отдельных направлений может быть ограничена влиянием неблагоприятных факторов. К внешнеэкономическим вызовам и рискам можно отнести ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики, а также разрыв "цепочек поставок", оказывающих влияние на инвестиционно-строительный процесс. Общеэкономические риски могут быть обусловлены существенным осложнением эпидемиологической ситуации (в том числе связанной с распространением новой коронавирусной инфекции), низкой инвестиционной активностью и сокращением потребительского спроса.

2. Прогноз развития градостроительной сферы города Москвы, прогноз макроэкономических показателей и ожидаемых результатов Государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) градостроительной сферы города Москвы


Дальнейшее развитие градостроительной сферы в городе Москве определено задачами государственной политики, связанными с формированием комфортной городской среды, комплексным развитием территорий, жилищного фонда, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, со стимулированием экономической активности в строительной и смежной отраслях.

Для успешного решения поставленных задач будут продолжены работы, связанные с градостроительным планированием и проектированием, развитием геоинформационного пространства. Прогнозируется, что обеспеченность актуальными правилами землепользования и застройки в городе Москве в период 2024-2026 годов будет стабильна, составит 100 процентов.