ГОСТ Р 71405-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Методика расчета коэффициентов приведения транспортных средств к расчетной осевой нагрузке
Automobile roads of general use. Road pavement design. Methods of calculating vehicle conversion ratios to design axial loads
ОКС 93.080.99
Дата введения 2024-08-01
с правом досрочного применения
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК") совместно с Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2024 г. № 870-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 541-2021
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на проектирование дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования и устанавливает методику расчета коэффициентов приведения транспортных средств к расчетной осевой нагрузке.
Применение настоящего стандарта также допускается при проведении соответствующих расчетов на стадии эксплуатации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 группа сближенных осей: Сгруппированные оси, конструктивно объединенные и/или не объединенные в тележку, с расстоянием между центрами отпечатков колес ближайших осей в продольном направлении не более 2,5 м.
3.2 коэффициент динамичности: Отношение максимальной вертикальной нагрузки от колеса движущегося и колеблющегося автомобиля к нагрузке от неподвижного автомобиля.
3.3 одиночная ось: Ось транспортного средства, центр отпечатка колеса которой расположен на расстоянии более 2,5 м в продольном направлении от центра отпечатка колеса ближайшей оси.
3.4
разрешенная максимальная масса: Масса транспортного средства, устанавливаемая административным органом в качестве максимально допустимой для условий эксплуатации, определяемых этим административным органом. [ГОСТ 33987-2016, пункт 3.28] |
3.5 сближенные колеса: Колеса на одной оси, центры отпечатков которых расположены на расстоянии до 2,5 м включительно.
3.6 давление на покрытие от нормативной (расчетной) осевой нагрузки: Отношение вертикальной нагрузки на колесо к контурной площади отпечатка шин на поверхности покрытия.
3.7
тип транспортного средства: Транспортные средства, объединенные по признакам функционального назначения, технических и конструктивных особенностей. [ГОСТ 32965-2014, пункт 2.13] |
3.8 многоосное транспортное средство: Транспортное средство, имеющее более двух осей.
3.9 многоосное многоколесное транспортное средство: Многоосное транспортное средство, имеющее более двух колес (двухскатных или односкатных) минимум на одной оси.
3.10
нормативная нагрузка: Модель нагрузки от транспортных средств, установленная по наибольшим значениям временных нагрузок нормальной эксплуатации с учетом перспективы. [ГОСТ 32960-2014, пункт 2.1.4] |
3.11 нормативная осевая нагрузка: Полная нагрузка от наиболее нагруженной оси условного двухосного автомобиля, к которой приводятся все автомобили с осевыми нагрузками, устанавливаемая нормативными документами для дорожных одежд при заданной капитальности и используемая для определения расчетной нагрузки при расчете дорожной одежды на прочность.
3.12 расчетная осевая нагрузка: Превышающая нормативную, максимальная нагрузка на наиболее нагруженную ось для двухосных автомобилей или на приведенную ось для многоосных автомобилей, доля которых в составе движения с учетом перспективы изменения к концу межремонтного срока составляет не менее 5%.
Примечания
1 При отсутствии такой нагрузки в качестве расчетной принимается нормативная нагрузка.
2 Дорожная одежда при заданной капитальности не может рассчитываться на расчетную осевую нагрузку менее нормативной.
3.13 эквивалентная осевая нагрузка на дорожную одежду многоосного транспортного средства: Осевая нагрузка на дорожную одежду, учитывающая влияние совокупности нагрузок от группы сближенных осей и/или сближенных колес транспортного средства.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения и обозначения:
АК - нормативная нагрузка от автотранспортных средств;
АПВГК - автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;
ТС - транспортное средство;
EUR 13 - европейская классификация транспортного потока по 13 типам транспортных средств.
Для расчета дорожной одежды нежесткого и жесткого типов интенсивность движения фактических автомобилей разных марок приводят к эквивалентной по разрушающему действию на дорожную одежду интенсивности движения расчетной осевой нагрузки на одну полосу проезжей части .
При этом учитывают следующие параметры транспортного потока: нагрузку на оси, количество сближенных осей в группе, расстояния между осями, тип колеса (односкатное или двухскатное) и удельное давление на покрытие от колес ТС.
Наиболее полная информация о транспортных потоках на существующих дорогах может быть получена на АПВГК.
При отсутствии данных с АПВГК целесообразно определять интенсивность движения для стандартизированных типов ТС по ГОСТ 32965.
В настоящем стандарте представлены две методики учета весовых параметров транспортного потока, применимые для целей проектирования дорожных одежд нежесткого и жесткого типов:
- методика учета по осредненным данным осевых нагрузок для транспортного потока, распределенного в соответствии с классификацией EUR 13, представленной в ГОСТ 32965. При определении осредненных данных для транспортного потока использованы соответствующие значения разрешенной максимальной массы ТС и осевые нагрузки в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось и количества сближенных осей в группе в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и технической документации в данной области;
- методика учета по фактическим данным, полученным на АПВГК, основанная на измерении весовых параметров транспортного потока.
При разработке проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог применяют методику учета по фактическим данным, полученным на АПВГК, основанную на измерении весовых параметров транспортного потока.
При отсутствии фактических данных, полученных на АПВГК, допускается назначать коэффициенты приведения транспортных средств к расчетной осевой нагрузке в соответствии с таблицами А.1 и А.2 приложения А.
6.1 Расчетная схема нагружения дорожных одежд и расчетные нагрузки на ось и колесо транспортного средства
При проектировании дорожной одежды принимают схему нагружения конструкции колесом автомобиля в виде одной круговой площадки диаметром D, равновеликой отпечатку колеса и передающей покрытию равномерно распределенную нагрузку с давлением p. Схема нагружения представлена на рисунке 1.
- модуль упругости верхнего слоя; - толщина верхнего слоя; - модуль упругости нижнего слоя;
D - диаметр круга, эквивалентный отпечатку колеса, при статическом приложении нагрузки; p - давление на покрытие
Рисунок 1 - Схема нагружения дорожной одежды, приведенной к двухслойной конструкции, колесом автомобиля в виде одной круговой площадки, равновеликой отпечатку колеса
6.2 Нормативные осевые нагрузки и давление
Расчет дорожных одежд следует выполнять на нормативную осевую нагрузку, соответствующую классу нормативной нагрузки АК согласно ГОСТ 32960, которая включает в себя одну двухосную тележку с нагрузкой на ось 10 К (кН). Класс нагрузки К следует принимать на автомобильных дорогах:
- с капитальным типом дорожной одежды - 11,5 (115 кН);
- с облегченным и переходным типами дорожной одежды - 10,0 (100 кН).
Равномерно распределенную нагрузку вдоль направления движения не учитывают.
Соответствующее значение расчетной статической нагрузки на односкатное или двухскатное колесо принимают равным половине осевой нагрузки.
ТС могут иметь одиночные оси (при расстоянии между осями более 2,5 м) и группы сближенных осей (при расстоянии между осями до 2,5 м включительно). Колес на оси может быть два и более. В пределах одного ТС на осях могут быть как односкатные, так и двухскатные колеса (см. рисунок 2).
G - нагрузка на ось ТС