Таблица 8
№ п/п | Процедура | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ТЛТ | 1081 | 680 | 766 | 957 | 1123 |
2 | ТЛТ + ТЭ | 411 | 227 | 229 | 224 | 220 |
3 | Всего с введением rtPA | 1492 (8,3%) | 907 (6,3%) | 995 (6,3%) | 1181 (7,1%) | 1343 (8,0%) |
4 | ТЭ | 678 (3,8%) | 624 (4,3%) | 713 (4,8%) | 894 (5,2%) | 932 (5,5%) |
5 | Всего процедур | 1759 | 1531 | 1708 | 2075 | 2275 |
Показатель больничной летальности при ОНМК в 2023 году составил 17,8% (3581 летальный исход), что ниже на 5% по сравнению с 2022 годом. Доля летальных исходов при церебральной ишемии составила 15,9% (2680 летальных исходов) и характеризовалась значимой положительной динамикой по сравнению с периодом 2021-2022 гг.
Доля летальных исходов при церебральных геморрагиях составила 42,6% (901 летальный исход), что соответствует снижению на 10,5% по сравнению с 2022 годом, однако показатель по-прежнему выше целевого значения Минздрава России (<40%).
Доля лиц, выписываемых из РСЦ и ПСО с отсутствием реабилитационного потенциала в 2023 году составила 8% (n=1313), существенно не снижаясь в период с 2020 года (от 8,0 до 9,0%). Число пациентов, ежегодно нуждающихся преимущественно в мероприятиях общего ухода и направляемых на койки сестринского ухода, возросло до 13,2% (n=173), колебания этого показателя с 2020 до 2022 годы не превышали 1,7% (от 8,4 до 10,1%), что обусловлено совершенствованием межгоспитальной маршрутизации для этой категории пациентов. Все мобильные пациенты в соответствии с маршрутизацией через амбулаторно-поликлинические учреждения направляются в центры профилактики инсульта, развернутые в ГБУЗ "Городской консультативно-диагностический центр № 1" и ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр № 85". Общий охват составляет от 4 до 6,5 тыс. пациентов в год. В то же время все выписанные из стационаров пациенты включаются в проактивное диспансерное наблюдение по месту жительства на срок 24 месяца.
Анализ госпитализации пациентов с ОНМК в 2023 году показал, что актуальный прирост числа госпитализаций был связан с наступлением холодного и влажного периода года - с января по март и с ноября по декабрь 2023 года. Кроме того, отмечен ряд сохраняющихся проблем:
1. В связи с необходимостью обеспечения работы в условиях COVID-19 госпитальная база городской сети РСЦ и ПСО сохраняла в резерве до 130 перепрофилированых коек для обеспечения инфекционных пациентов (из общего числа в 956 коек для пациентов с ОНМК в составе РСЦ и ПСО).
2. Количество пациентов, необоснованно (без признаков инсульта) направленных в РСЦ и ПСО, превысило 27%, однако более 28% из числа необоснованно направленных были госпитализированы на неврологические койки РСЦ и ПСО с признаками хронической ишемии мозга и декомпенсацией одного или нескольких факторов риска (АГ, гипергликемия).
3. Сохранилась тенденция к менее точной диагностике причин субарахноидального кровоизлияния с 68,5 (в 2020 году) до 42,3% (в 2023 году), в том числе с применением церебральной ангиографии, в связи с чем возросла больничная летальность данной категории пациентов.
4. Сохранение невысокого уровня оперативной активности как при ИИ, так и при ГИ, обусловленная малым количеством пациентов, поступающих в период "терапевтического окна", ограниченными возможностями применения принципа догоспитальной оценки тяжести пациентов, недостаточным обследованием пациентов в период стационарного лечения, в том числе невыявлением показаний к лечению гемодинамически значимых стенозов при поражениях магистральных артерий головы и шеи, малым использованием церебральной ангиографии для выявления причин субарахноидального кровоизлияния), а также трудностями при организации перевода пациентов из ПСО в РСЦ.
Наиболее важными мерами по снижению больничной летальности от ОНМК являются:
информирование населения о симптомах инсульта и необходимости своевременного обращения за помощью путем внедрения постоянно действующей программы информационных и социальных акций, повышающих информированность о мерах эффективной профилактики ССЗ;
внедрение регионального регистра ОНМК на базе регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, создание научно-методической группы поддержки для сопровождения регистра на базе МИАЦ;