Учитывая изменение ситуации на рынке труда, характеризующиеся дефицитом квалифицированной рабочей силы, Стороны считают обеспечение населения Российской Федерации современными высокопроизводительными рабочими местами с достойным уровнем заработной платы одним из основных государственных приоритетов страны.
3.1. С этой целью Стороны считают необходимым способствовать решению следующих задач:
3.1.1. содействие обеспечению условий для продуктивной и свободно избранной занятости граждан Российской Федерации, в том числе:
совершенствование мониторинга и системы прогнозирования спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда как на краткосрочный и среднесрочный периоды, так и на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах;
разработка и реализация системы мер, направленных на снижение негативных последствий дефицита квалифицированных кадров и обеспечение потребности экономики в таких трудовых ресурсах;
сохранение и создание новых достойных рабочих мест, прежде всего в производственных секторах экономики;
своевременное выявление и предотвращение рисков роста напряженности на рынке труда, в том числе в трудоизбыточных регионах,
разработка и реализация мер по недопущению существенного роста безработицы;
обеспечение равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к активным программам на рынке труда;
реализация мер по содействию трудовой мобильности, в том числе за счет средств федерального бюджета;
стимулирование занятости населения, в том числе выпускников системы профобразования, включая приоритетные, производственные, сектора экономики;
совершенствование механизмов поддержки занятости населения при реструктуризации градообразующих предприятий, в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), модернизации экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов;
3.1.2. разработка и реализация мер, способствующих расширению возможностей трудоустройства для молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей, лиц, испытывающих трудности в поиске работы, по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правового регулирования и инструментов финансового обеспечения практико-ориентированных образовательных программ, стажировок учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях получения навыков и опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;
расширение применения механизма целевого обучения в организациях высшего и среднего профессионального образования;
предоставление возможностей по переподготовке и дополнительному профессиональному образованию, способствующих трудоустройству лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
содействие принятию мер, направленных на создание условий для совмещения родителями работы (учебы) и воспитания детей;
стимулирование заинтересованности работодателей в трудоустройстве и поддержке занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализация программ по субсидированию их занятости;
развитие и популяризация института наставничества;
формирование эффективной системы взаимодействия органов службы занятости с получателями государственных услуг в области содействия занятости населения (с гражданами и работодателями);
повышение доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
обеспечение информированности граждан и работодателей о предоставляемых органами службы занятости государственных услугах, а также о наличии вакансий в различных субъектах Российской Федерации;
распространение лучших практик реализации мер по содействию занятости молодежи, работников, имеющих несовершеннолетних детей.
3.1.3. развитие системы профессиональных квалификаций, в том числе:
модернизация системы профессионального образования с учетом потребности рынка труда и работодателей, развитие его технологической базы; интеграция системы профессиональных квалификаций с системой профессионального образования и обучения, а также синхронизация понятийного аппарата, используемого в сфере образования, труда и в системе профессиональных квалификаций;
развитие качественного образования, обеспечивающего потребности экономики в необходимых навыках рабочей силы, в том числе с учетом влияния цифровых технологий, включая искусственный интеллект, на рынок труда;
модернизация системы профессиональных стандартов на основе унифицированной структуры в целях повышения эффективности их использования для управления персоналом и развития системы профессионального образования;
формирование предложений, направленных на совершенствование практики применения независимой оценки квалификации, в том числе в тарифорегулируемых отраслях и организациях с государственным участием;