Действующий

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024-2026 годы

II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения


Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реальной заработной платы, в том числе за счет обеспечения повышения производительности труда, совершенствование государственной политики в сфере заработной платы и повышение уровня жизни трудящихся.

2.1. В этих целях Стороны обязуются:

2.1.1. принимать участие в обсуждении вопросов обеспечения роста денежных доходов населения как основного фактора снижения бедности, а также в рассмотрении и реализации региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;

2.1.2. обеспечить реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе на:

повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в порядке, установленном действующим законодательством;

установление размеров тарифной ставки, оклада (должностного оклада) с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;

расширение практики установления систем оплаты труда соглашениями и коллективными договорами, детализации их в локальных нормативных правовых актах с учетом принятых соглашений и коллективных договоров;

установление ограничения на снижение заработной платы работникам в связи с дисциплинарным взысканием;

получение своевременно и в полном размере заработной платы работниками, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места;

предоставление работникам социально-трудовых прав и гарантий, включая своевременную и в полном размере выплату заработной платы в ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы организации, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации, перепрофилирования, в случае несостоятельности, банкротства, а также в случаях прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;

планомерное повышение минимального размера оплаты труда темпами выше уровня инфляции и установление минимального размера оплаты труда выше прожиточного минимума трудоспособного населения с целью обеспечения возможности для граждан реализовывать свои потребности в более полном объеме;

установление минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;

погашение задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работникам, привлечение объединений профсоюзов и объединений работодателей к участию в совещаниях, консультативных и совещательных органах, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы;

сохранение установленных соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, перечисленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации; а также безусловное сохранение достигнутых значений средней заработной платы в абсолютном выражении перечисленных в этих указах категорий работников государственных и муниципальных учреждений;

сохранение действия и обеспечение начисления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями;

2.1.3. проводить государственную политику в сфере заработной платы, направленную на обеспечение получения своевременно и в полном размере справедливой заработной платы работниками, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на реализацию единых подходов к установлению размеров заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников, сложности, количества и качества затраченного труда;

содействовать совершенствованию систем оплаты труда государственных и муниципальных учреждений и продолжить работу по введению отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере, в том числе предусматривающих установление:

размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, тарифных ставок в зависимости от уровня квалификации работника и сложности труда;

единых перечней выплат стимулирующего характера и компенсационного характера, а также условий назначения указанных выплат работникам;

иных требований к условиям оплаты труда с учетом особенностей профессиональной деятельности работников;

осуществлять разработку рекомендаций по оптимальной структуре заработной платы, в том числе в части увеличения в ней доли выплат по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, по категориям работников бюджетной сферы;

устанавливать условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами организации;

устанавливать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера);

разработать и реализовать меры по снижению дифференциации между средней заработной платой 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых групп работников;

2.1.4. при выявлении нарушений принципа равной оплаты труда мужчин и женщин при его равной ценности разрабатывать меры по устранению таких нарушений;

2.1.5. проводить работу по содействию организации нормирования труда, в том числе:

по научно-методическому обеспечению организации нормирования труда;

по актуализации, по мере необходимости, типовых отраслевых норм труда, в том числе в сферах здравоохранения, образования и культуры;