Действующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения

Приложение № 3
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
здравоохранения



Целевое состояние стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения


Бенефициар

Негативный сценарий

Целевое состояние

1.

Граждане

граждане не могут получать информацию о своем здоровье в любое удобное время из источника, не связанного с медицинской организацией (доступ к получению всей информации ограничен);
имеющаяся информация на различных этапах оказания медицинской помощи может быть разрознена и недоступна, что влияет на низкий уровень преемственности, на неполное понимание медицинскими работниками текущего состояния здоровья пациента, и, как следствие, на менее эффективное оказание медицинской помощи пациентам;
медицинские данные о пациенте хранятся в разрозненных источниках, в том числе на бумажном носителе, что создает сложности при определении ранее проведенных процедур, корректной постановке диагнозов и анализе результатов лабораторных и инструментальных исследований;

граждане имеют возможность получать информацию о своем здоровье в любое удобное время из источника, не связанного с медицинской организацией;
вся имеющаяся медицинская информация консолидирована и постоянно обновляется в едином цифровом источнике, что обеспечивает ее полноценную преемственность;
проводится эффективный мониторинг состояния здоровья граждан в реальном времени;
пациенты в режиме реального времени передают медицинские данные с носимых устройств и получают персональные рекомендации по поддержанию своего здоровья;
уровень доверия граждан к системе здравоохранения растет вследствие качественного удовлетворения потребностей в различных жизненных ситуациях

большая часть носимых устройств не интегрирована в систему здравоохранения;
пациенты не могут передавать медицинские данные с носимых устройств в реальном времени, что влияет на своевременное реагирование системы здравоохранения на изменения в состоянии здоровья граждан;
уровень доверия граждан к системе здравоохранения снижается вследствие медлительности предоставления медицинских услуг, отсутствия адресности такого предоставления, а также отсутствия проактивных клиентоцентричных сервисов предоставления услуг

2.

Медицинские организации и медицинские работники

значительная часть рабочего времени медицинских работников уходит на многократный повторный ручной ввод и копирование данных в медицинских документах и различных разрозненных
информационных системах;
документы по оказанию медицинской помощи и клинические рекомендации хранятся в виде цифровых изображений, не являясь оцифрованными и структурированными, что затрудняет их обработку и актуализацию;
ряд бизнес-процессов в медицинских организациях остается неоптимизированным;
отсутствуют универсальные сквозные цифровые решения;
существует высокий риск угрозы

вся имеющаяся медицинская информация консолидирована и постоянно обновляется в едином цифровом источнике, что обеспечивает ее полноценную преемственность;
порядки оказания медицинской помощи и клинические рекомендации полностью переведены в цифровой вид и интегрированы в медицинские информационные системы;
медицинские сервисы и технологии искусственного интеллекта получают широкое распространение;
оптимизированы бизнес-процессы в медицинских организациях, обеспечена информационная безопасность

безопасности для медицинских и государственных информационных систем;
у медицинских работников ограничены возможности диагностики и персонифицированной медицинской помощи с использованием технологий искусственного интеллекта;
отсутствие интеграции информационных систем в сфере здравоохранения и необходимого программного обеспечения для получения данных с носимых устройств и их обработки не позволяет медицинским работникам получать дополнительные данные о своих пациентах;

медицинских и государственных информационных систем;
руководители медицинских организаций проводят анализ деятельности организации, осуществляют планирование и координацию, используя "цифровые двойники";
осуществлен переход со стандартизированного подхода в оказании медицинской помощи к персонифицированному;
внедрены методики эффективного управления кадровым обеспечением и удовлетворенностью специалистов на рабочих местах

используются стандартные тактики ведения пациентов, замедляется переход к персонифицированному подходу, что осложняет длительное планирование тактики ведения пациента, в том числе из-за отсутствия учета индивидуальных особенностей пациента, его ретроспективных медицинских данных;
медицинские работники не удовлетворены системой здравоохранения, чаще полагаются на опыт (а не регламент), вследствие
чего увеличивается отток кадров из сферы здравоохранения, возникает кадровый дефицит специалистов

3.

Органы управления здравоохране-
нием

управленческие решения в сфере здравоохранения принимаются на основании субъективных вводных и опыта, а не на основании первичных достоверных данных о медицинских организациях в режиме реального времени, включая данные о материально-техническом обеспечении, кадровом обеспечении, коечном фонде, что, в свою очередь, снижает эффективность управления в сфере здравоохранения и ведет к увеличению затрат;
разрозненность информационных систем и технологических решений остается значимой проблемой;
обработка и анализ больших объемов данных осуществляются вручную, что становится сложной и трудоемкой задачей;
большое количество неочевидных закономерностей и тенденций упускаются из анализа и не влияют на итоговые управленческие решения. Увеличивается риск нерационального использования ресурсов в сфере здравоохранения

благодаря внедрению "цифровых двойников" управленческие решения в системе здравоохранения принимаются на основании первичных достоверных данных о медицинских организациях в режиме реального времени;
применяются единые инструменты для принятия управленческих решений в здравоохранении, обеспечивающие консолидацию, полноту и преемственность данных;
обработка и анализ больших объемов данных осуществляются при помощи технологий искусственного интеллекта;
управленческие решения принимаются с учетом всех тенденций и закономерностей, протекающих в сфере здравоохранения процессов;
разработаны единые интегрированные в систему здравоохранения сквозные решения. При разработке государственных информационных

систем используется единый подход, тем самым сокращаются финансовые затраты на проектирование;
критическая инфраструктура сферы здравоохранения полностью импортозамещена, повышен класс защиты информационных систем в здравоохранении в области обеспечения информационной безопасности;
внедрены и широко
применяются сервисы
и системы в сфере
здравоохранения
с использованием облачных
технологий

4.

Научные организации

научные центры осуществляют автономную работу децентрализованно, вне единых тенденций и концепций, зачастую дублируя друг друга;
результаты научной деятельности разрознены и обладают низким уровнем доказательности. Запросы клинической медицины и темы научных разработок зачастую не соответствуют друг другу;
данные клинической практики доступны для анализа только в контуре медицинских организаций и не позволяют осуществлять мониторинг состояния пациента вне системы здравоохранения, что, безусловно, накладывает ограничения на все результаты отечественных медицинских научных исследований;
медицинская наука не позволяет ответить на клинические междисциплинарные вопросы, из-за чего уровень доверия врачей-специалистов к доказательной медицине снижается, повышается степень влияния опыта и традиций внутри медицинских организаций на принятие клинического решения;

созданы кластеры научных и клинических центров, разработаны и реализованы научные концепции, в рамках которых проводятся научные исследования по всей стране (создается эффект синергии);
научные работники имеют возможность использовать исследовательскую мощность как своих, так и внешних организаций;
большинство научных сотрудников - это практикующие врачи-
специалисты, которые имеют доступ к научным библиотекам, инструментам анализа данных;
увеличивается общее количество исследований при снижении затраченного времени на проведение таких исследований, а выбранные темы исследований соотносятся с запросами врачей клинической лабораторной диагностики;
полноценно внедрены и повсеместно используются данные клинической практики для увеличения мощности представленных выборок и, как следствие, повышения уровня

не происходит развитие медицинской науки, так как она полноценно не встроена в контур практической медицины, - запросы клинического сообщества плохо представлены в научной среде, выбор тем исследований в научных центрах не продиктован потребностью

доказательности результатов исследований;
пациенты участвуют в эпидемиологических исследованиях хронических заболеваний на генеральных выборках за счет использования
диагностических данных с носимых устройств;
врачи-специалисты имеют высокую приверженность клиническим рекомендациям, так как в них подробно и четко прописаны алгоритмы действия ведения пациентов в сложных клинических ситуациях при междисциплинарном взаимодействии;
большинство научных исследований осуществляется при наличии актуального клинического запроса со стороны медицинского сообщества, все результаты прикладных исследований используются для формирования тезисов клинических рекомендаций

5.

Отечественные производители и поставщики информацион-
но-
коммуникацион-
ных технологий

в связи с блокировкой российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения, зависимостью от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья затруднено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;
возникают незапланированные остановки на производстве (затягивается производственный цикл), что также влияет на ритмичность производства в смежных отраслях;
возникают сложности использования иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получения и продления лицензий на них;

разработаны и внедрены единые правила и требования к технологическому стеку с использованием отечественного аппаратного и программного обеспечения;
снижена зависимость от иностранных технологий, компонентов, ресурсов, сырья;
критическая инфраструктура сферы здравоохранения полностью импортозамещена, повышен класс защиты информационных систем в области обеспечения информационной безопасности;
внедрены и широко применяются сервисы и системы в сфере здравоохранения на базе облачных технологий;
обеспечено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;

производители сталкиваются с отсутствием спроса на свою продукцию;
затруднено тиражирование отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;
широко используется электронная продукция, ввезенная через параллельный импорт, а также рост объема теневой экономики

обеспечена непрерывность производственных процессов;
обеспечен высокий уровень тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;
обеспечен низкий уровень использования электронной продукции, ввезенной через параллельный импорт, а также снижение объема теневой экономики