По состоянию на 1 сентября 2023 г. в системе здравоохранения обеспечена и функционирует основная информационная инфраструктура:
1,024 млн. автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации;
522,8 тыс. медицинских работников медицинских организаций (99,6 процента общего количества врачей, работающих в медицинских организациях) обеспечены усиленными квалифицированными электронными подписями;
100 процентов территориально-выделенных структурных подразделений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации (в том числе фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") подключены к защищенной сети передачи данных;
98,56 процента медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации;
91,62 процента территориально выделенных структурных подразделений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации используют медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам и обеспечивают информационное взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (далее - единая система).
Информационно-технологическая инфраструктура и внедренные цифровые решения позволяют гражданам дистанционно записываться на прием к врачу (70,37 процента записей на прием к врачу по состоянию на 1 сентября 2023 г. совершено гражданами дистанционно), пользоваться электронными медицинскими документами (на 1 сентября 2023 г. гражданам (66,7 процента), являющимся пользователями федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), доступны электронные медицинские документы в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале) и цифровые сервисы (на 1 сентября 2023 г. 22,95 млн. граждан воспользовались услугами (сервисами) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале).
В целях перехода системы здравоохранения на документооборот в сфере охраны здоровья в форме электронных медицинских документов Министерством здравоохранения Российской Федерации осуществляется разработка структурированных электронных медицинских документов, которые обеспечивают не менее 80 процентов потребности медицинских организаций для организации электронного медицинского документооборота.
Особое внимание уделяется организации межведомственного электронного взаимодействия.
Так, в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" с марта 2022 г. межведомственное взаимодействие с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется исключительно в электронном виде в части передачи сведений о прохождении медицинского освидетельствования на получение права ношения оружия, что позволило усилить контроль предоставления права ношения оружия.
В соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" на едином портале реализована возможность государственной регистрации рождения ребенка на основании электронного медицинского свидетельства без посещения отцом либо матерью ребенка органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 99 "Об утверждении Правил ведения Федерального реестра медицинских документов о смерти" осуществляется передача документов о смерти в форме электронных документов в единую систему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588 "О признании лица инвалидом" в 2023 году обеспечен переход на полное электронное взаимодействие медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации с учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации до 1 сентября 2024 г. осуществляются переход на выдачу личных медицинских книжек в форме электронного документа и электронное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой сведений санитарно-эпидемиологического характера, оператором которой является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Рост киберпреступности, участившиеся случаи атак, связанные с хищением и уничтожением конфиденциальных данных, нарушением функционирования информационных систем, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, не только угрожают безопасности жизнедеятельности граждан, но и вызывают у них нежелание использовать государственные информационные системы, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг, в связи с отсутствием доверия у граждан и недостаточной информационной безопасностью.
Возможность надежной и безопасной обработки и хранения персональных данных граждан затруднительна в связи со следующими объективными факторами:
современная вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, специальное программное обеспечение не всегда находится в составе информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации;
зачастую на объектах информатизации сферы здравоохранения отсутствуют необходимые организационно-распорядительные документы по информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
на многих объектах информатизации Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствуют или устарели программные и программно-аппаратные средства защиты информации, а также технические средства защиты от утечек конфиденциальной информации;
аттестаты соответствия требованиям к информационной безопасности есть не у всех информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации;
крайне низкая осведомленность в сфере обеспечения информационной безопасности у медицинских работников.
В связи с этим необходимо инициировать следующие процессы:
провести инвентаризацию и при необходимости обновить технические средства обработки информации и программное обеспечение;
привести техническую документацию в соответствие с требованиями к защите информации в информационных системах, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
провести аудит объектов информатизации и по результатам обновить программные и программно-аппаратные средства защиты информации и технические средства защиты от утечек конфиденциальной информации либо установить указанные средства в случае их отсутствия;
провести аттестацию объектов информатизации (где это необходимо);
организовать непрерывный цикл повышения квалификации медицинских работников в области информационной безопасности путем организации вебинаров, очного обучения, разработки методических материалов с учетом специфики защиты медицинских данных.