Действующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения

Приложение № 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
здравоохранения



Форма определения бенефициаров реализации стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения


Бенефициар

Группа

Краткая характеристика

Вызов (угроза)

Влияние вызова (угрозы) на бенефициара

Дополнительное негативное влияние вызова (угрозы)

1.

Граждане

граждане

под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи

"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как: ручной ввод;
возможность фальсификации и ошибок;
несогласованность данных; цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского

неполнота информации об оказанной медицинской помощи (без "цифрового двойника" пациента медицинские данные могут быть разрознены и недоступны для различных медицинских учреждений. Это может привести к неполному пониманию медицинскими работниками текущего состояния здоровья пациента, и, как следствие, менее эффективному оказанию медицинской помощи); нежелательные взаимодействия между лекарственными препаратами, а также

при отсутствии единого цифрового источника сведений о пациенте существует риск потери данных из-за физической утраты или повреждения бумажных документов, что может создать сложности при анализе ранее проведенных процедур, поставленных диагнозов пациентам и полученных результатов лабораторных и инструментальных исследований

страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями; отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования

нежелательные последствия применения лекарственных препаратов
(в условиях отсутствия "цифрового двойника" пациента врач-
специалист не всегда может обладать достоверной информацией о заболеваниях, состоянии здоровья пациента и принимаемых пациентом лекарственных средствах).
"Цифровой двойник" пациента позволит повысить эффективность мониторинга здоровья пациента в режиме

реального времени. Без него медицинским работникам может быть затруднительно отслеживать изменения в состоянии здоровья пациента, требующие оперативного реагирования

2.

Медицинские организации и медицинские работники

государ-
ство, медицин-
ские работники

под медицинской организацией подразумевается юридическое лицо независимо от организационно-
правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодатель-
ством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
под медицинским работником подразумевается

"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:
ручной ввод;
возможность фальсификации и ошибок;
несогласованность данных; сложность реализации и поддержки множества различных интеграционных взаимодействий между информационными системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных

многократный повторный ручной ввод и копирование данных в медицинских документах и различных информационных системах, а также возможные ошибки в данных, вводимых вручную;
без единых "цифровых двойников" обмен медицинскими данными между медицинскими организациями может быть затруднен в связи с возможным несоответствием и неактуальностью данных, отсутствием единого структурированного набора данных о пациенте, обновляющихся в реальном времени

хранение больших объемов бумажных копий документов, требующее наличия физического пространства и приводящее к затратам ресурсов для организации и обслуживания архивов

физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимате-
лем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность

"цифровых двойников"; ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного
медицинского страхования; сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
цифровой ландшафт системы обязательного

медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков

ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями; отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования;
данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая

оперативность информационного
обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями

3.

Органы управления здравоохра-
нением

государ-
ство

под органами управления здравоохране-
нием подразумеваются федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, государственные внебюджетные фонды

"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:
ручной ввод;
возможность фальсификации и ошибок;
несогласованность данных; сложность реализации и поддержки множества различных интеграционных взаимодействий между информационными

отсутствие возможности оперировать при принятии управленческих решений первичными достоверными данными о медицинских организациях в режиме реального времени, включая данные о материально-
техническом обеспечении, кадровом обеспечении, коечном фонде, что, в свою очередь, снижает эффективность управления в сфере здравоохранения

необходимость использования в работе различных информационных систем, программного обеспечения и технологического стека, что, в свою очередь, создает ограничения при создании и обновлении программного обеспечения, настройке интеграционных профилей

системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных "цифровых двойников"; ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского

страхования; сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер,

распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями; отсутствие предоставляемых в проактивном режиме

цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования;
данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая оперативность информационного обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями

4.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследователь-
ские центры, научные коллективы, институты инновационного развития и другие организации

-

отсутствие релевантной информации о клинических центрах, научно-
исследовательских организациях не дает возможности научным сотрудникам осуществлять выбор научной траектории, минимизирует возможность набора клинической базы пациентов в различных организациях, затрудняет поиск научного коллектива
в зависимости от научных тем и перечня имеющихся компетенций.

ввиду отсутствия "цифровых двойников" научных организаций снижается вероятность проведения мультицентровых исследований, и, как следствие, снижается уровень доказательности актуальных тезисов на основе отечественных исследований

Отсутствие актуальной информации о состоянии научных разработок по медицинским направлениям не дает возможности долгосрочного планирования развития научной сферы и может приводить к неравномерному распределению ресурсов по центрам и научным направлениям

5.

Медицинские работники

медицин-
ские работники

под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и
в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным
предпринимате-
лем,
непосредственно
осуществляющим
медицинскую
деятельность

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных; недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

ограничение возможностей диагностики и персонифицированной медицинской помощи (технологии искусственного интеллекта способны осуществлять поддержку пользователей в анализе больших массивов данных, построении закономерностей и прогнозов на их основе в распознавании и анализе медицинской информации с последующим обозначением зон интереса для медицинского работника. Искусственный интеллект может помочь как в ретроспективном

анализе данных о пациентах и поиске факторов риска, так и при выборе наиболее эффективной тактики лечения при коморбидных
состояниях.
Отказ от использования данной технологии может ограничивать специалистов при разработке наиболее эффективных и оптимальных индивидуальных планов лечения)

6.

Органы управления здравоохра-
нением

государ-
ство

-

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных; недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-
решений в сфере здравоохранения

при отсутствии технологий искусственного интеллекта обработка и анализ больших объемов данных может стать сложной и трудоемкой задачей. Искусственный интеллект позволит обратить внимание на неочевидные закономерности скрытым тенденциям, которые могут быть полезны для управленческих решений, также отсутствие "цифровых помощников" повышает риск нерационального использования ресурсов в здравоохранении

7.

Отечествен-
ные производи-
тели и поставщики информа-
ционно-
коммуника-
ционных технологий для сферы здравоохра-
нения

бизнес

под отечественными производителями и поставщиками информационно-
коммуникацион-
ных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-
коммуникацион-
ных технологий,
а также производители оборудования, применяемого в сфере здравоохранения

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных; недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

низкая скорость разработки и внедрения инструментов с применением искусственного интеллекта; недофинансирован-
ность проектов; ограничение в доступе к массивам данных для обучения нейронных сетей

низкая обеспеченность
квалифицированными специалистами в системе
здравоохранения;
отсутствие прямого
эффективного
взаимодействия
со специалистами
в сфере здравоохранения

8.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследователь-
ские центры, научные коллективы, институты инновационного развития и другие организации

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных; недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

увеличение длительности аналитической
обработки баз данных приводит к увеличению объема затрат времени
и ресурсов на проведение
научного исследования;
низкий уровень внедрения инструментов
на основе искусственного интеллекта
приводит к снижению оптимизации
анализа данных;
подбор оптимальной

низкая обеспеченность
квалифицирован-
ными специалистами в системе
здравоохранения;
отсутствие прямого
эффективного
взаимодействия
со специалистами
в сфере здравоохранения

темы научного
исследования, анализ уже проведенных
исследований
(мета-анализ),
визуализация результатов исследования,
перевод медицинской литературы - лишь
немногие этапы научного исследования,
сроки проведения которых значительно
сократятся при внедрении инструментов
искусственного интеллекта

9.

Граждане

граждане

под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого

отсутствие контроля за здоровьем в режиме реального времени; замедление внедрения технологии телемедицинских консультаций в связи с невозможностью отследить фетальные показатели;
несвоевременное обращение граждан за медицинской помощью (прогрессирование хронических заболеваний);
отсутствие "проактивных" сервисов предоставления услуг

сдерживание перехода
от реактивной
на превентивную модель контроля

использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за своим здоровьем; несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

10.

Медицинские работники

медицин-
ские работники

под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого

замедление перехода к персонифицированному подходу; невозможность проводить длительную и поступательную терапию

дополнительная нагрузка, связанная с обучением пациентов и отслеживанием сохранности переданного устройства

является индивидуальным предпринимате-
лем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность

использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов; несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

11.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследователь-
ские центры, научные коллективы, институты инновационного развития

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого

ограничение возможностей расширения пациентской базы исследования за счет вовлечения в базу данных с носимых устройств, снижение "чистоты" и корректности проводимых исследований в амбулаторных центрах, так как внедрение носимых устройств позволяет увеличивать частоту получения данных диагностических тестов для

отсутствие
персонифицирован-
ного подхода в научных исследованиях затрудняет проработку тезисов в рамках клинических рекомендаций в сложных и неоднозначных клинических случаях

использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов; несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

определения эффективности и безопасности исследуемого вмешательства в научном исследовании

12.

Отечествен-
ные производи-
тели и поставщики информа-
ционно-
коммуника-
ционных технологий для сферы здравоохра-
нения

бизнес

под отечественными производителями и поставщиками информационно-
коммуникацион-
ных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-
коммуникацион-
ных технологий, а также производители оборудования, применяемого в здравоохранении

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики

высокая стоимость производства носимых устройств и разработки их программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения;
низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в сфере здравоохранения

зависимость в большой степени от иностранных
промежуточных
(интегрированных)
компонентов, изделий, сырья;
отсутствие прямого
эффективного
взаимодействия со
специалистами в области
здравоохранения

широкого использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за своим здоровьем; несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

13.

Органы управления здравоохра-
нением

государ-
ство

-

информационная безопасность. Частое использование иностранных решений в области информационно-
коммуникационных технологий и отсутствие сопоставимых по техническим характеристикам отечественных аналогов по отдельным классам программного обеспечения

снижение отказоустойчивости
информационных систем и программного
обеспечения;
риск получения несанкционированного
доступа к конфиденциальной
информации;
риск приостановки деятельности
медицинских организаций в случае
вредоносных атак

затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности

14.

Отечествен-
ные производи-
тели и поставщики информа-
ционно-
коммуника-
ционных технологий для сферы здравоохра-
нения

бизнес

под отечественными производителями и поставщиками информационно-
коммуникацион-
ных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-
коммуникацион-
ных технологий,
а также производители оборудования, применяемого в сфере здравоохранения

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов; несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

высокая стоимость создания и закупки аппаратного обеспечения и разработки программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения; зависимость от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья;
отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения; необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью

низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения; затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности

15.

Научные организации

наука

под научными
организациями
подразумеваются
национальные
медицинские
исследователь-
ские центры, научные
коллективы, институты
инновационного
развития

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

ограничение использования инструментов-
помощников для анализа данных (статистические пакеты, базы данных научных исследований) при недостаточном знании научным работником медицинского иностранного языка

введение персональных данных пациентов в незащищенном контуре программного обеспечения