Форма определения бенефициаров реализации стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения
Бенефициар | Группа | Краткая характеристика | Вызов (угроза) | Влияние вызова (угрозы) на бенефициара | Дополнительное негативное влияние вызова (угрозы) | |
1. | Граждане | граждане | под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи | "цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как: ручной ввод; | неполнота информации об оказанной медицинской помощи (без "цифрового двойника" пациента медицинские данные могут быть разрознены и недоступны для различных медицинских учреждений. Это может привести к неполному пониманию медицинскими работниками текущего состояния здоровья пациента, и, как следствие, менее эффективному оказанию медицинской помощи); нежелательные взаимодействия между лекарственными препаратами, а также | при отсутствии единого цифрового источника сведений о пациенте существует риск потери данных из-за физической утраты или повреждения бумажных документов, что может создать сложности при анализе ранее проведенных процедур, поставленных диагнозов пациентам и полученных результатов лабораторных и инструментальных исследований |
страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями; отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования | нежелательные последствия применения лекарственных препаратов | |||||
реального времени. Без него медицинским работникам может быть затруднительно отслеживать изменения в состоянии здоровья пациента, требующие оперативного реагирования | ||||||
2. | Медицинские организации и медицинские работники | государ- | под медицинской организацией подразумевается юридическое лицо независимо от организационно- | "цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как: | многократный повторный ручной ввод и копирование данных в медицинских документах и различных информационных системах, а также возможные ошибки в данных, вводимых вручную; | хранение больших объемов бумажных копий документов, требующее наличия физического пространства и приводящее к затратам ресурсов для организации и обслуживания архивов |
физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимате- | "цифровых двойников"; ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного | |||||
медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков | ||||||
ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями; отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования; | ||||||
оперативность информационного | ||||||
3. | Органы управления здравоохра- | государ- | под органами управления здравоохране- | "цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как: | отсутствие возможности оперировать при принятии управленческих решений первичными достоверными данными о медицинских организациях в режиме реального времени, включая данные о материально- | необходимость использования в работе различных информационных систем, программного обеспечения и технологического стека, что, в свою очередь, создает ограничения при создании и обновлении программного обеспечения, настройке интеграционных профилей |
системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных "цифровых двойников"; ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского | ||||||
страхования; сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования; | ||||||
распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями; отсутствие предоставляемых в проактивном режиме | ||||||
цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования; | ||||||
4. | Научные организации | наука | под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследователь- | - | отсутствие релевантной информации о клинических центрах, научно- | ввиду отсутствия "цифровых двойников" научных организаций снижается вероятность проведения мультицентровых исследований, и, как следствие, снижается уровень доказательности актуальных тезисов на основе отечественных исследований |
Отсутствие актуальной информации о состоянии научных разработок по медицинским направлениям не дает возможности долгосрочного планирования развития научной сферы и может приводить к неравномерному распределению ресурсов по центрам и научным направлениям | ||||||
5. | Медицинские работники | медицин- | под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и | искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения; | ограничение возможностей диагностики и персонифицированной медицинской помощи (технологии искусственного интеллекта способны осуществлять поддержку пользователей в анализе больших массивов данных, построении закономерностей и прогнозов на их основе в распознавании и анализе медицинской информации с последующим обозначением зон интереса для медицинского работника. Искусственный интеллект может помочь как в ретроспективном | |
анализе данных о пациентах и поиске факторов риска, так и при выборе наиболее эффективной тактики лечения при коморбидных |
6. | Органы управления здравоохра- | государ- | - | искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения; | при отсутствии технологий искусственного интеллекта обработка и анализ больших объемов данных может стать сложной и трудоемкой задачей. Искусственный интеллект позволит обратить внимание на неочевидные закономерности скрытым тенденциям, которые могут быть полезны для управленческих решений, также отсутствие "цифровых помощников" повышает риск нерационального использования ресурсов в здравоохранении | |
7. | Отечествен- | бизнес | под отечественными производителями и поставщиками информационно- | искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения; | низкая скорость разработки и внедрения инструментов с применением искусственного интеллекта; недофинансирован- | низкая обеспеченность |
8. | Научные организации | наука | под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследователь- | искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения; низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения; | увеличение длительности аналитической | низкая обеспеченность |
темы научного | ||||||
9. | Граждане | граждане | под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи | пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники"; | отсутствие контроля за здоровьем в режиме реального времени; замедление внедрения технологии телемедицинских консультаций в связи с невозможностью отследить фетальные показатели; | сдерживание перехода |
использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению; | ||||||
10. | Медицинские работники | медицин- | под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое | пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники"; | замедление перехода к персонифицированному подходу; невозможность проводить длительную и поступательную терапию | дополнительная нагрузка, связанная с обучением пациентов и отслеживанием сохранности переданного устройства |
является индивидуальным предпринимате- | использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению; | |||||
11. | Научные организации | наука | под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследователь- | пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники"; | ограничение возможностей расширения пациентской базы исследования за счет вовлечения в базу данных с носимых устройств, снижение "чистоты" и корректности проводимых исследований в амбулаторных центрах, так как внедрение носимых устройств позволяет увеличивать частоту получения данных диагностических тестов для | отсутствие |
использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению; | определения эффективности и безопасности исследуемого вмешательства в научном исследовании | |||||
12. | Отечествен- | бизнес | под отечественными производителями и поставщиками информационно- | пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники"; | высокая стоимость производства носимых устройств и разработки их программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения; | зависимость в большой степени от иностранных |
широкого использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению; | ||||||
13. | Органы управления здравоохра- | государ- | - | информационная безопасность. Частое использование иностранных решений в области информационно- | снижение отказоустойчивости | затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности |
14. | Отечествен- | бизнес | под отечественными производителями и поставщиками информационно- | пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники"; | высокая стоимость создания и закупки аппаратного обеспечения и разработки программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения; зависимость от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья; | низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения; затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности |
15. | Научные организации | наука | под научными | пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники"; | ограничение использования инструментов- | введение персональных данных пациентов в незащищенном контуре программного обеспечения |