4.1 Для доведения эксплуатационно-технических показателей искусственных покрытий до нормативных требований и обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации необходимо выполнять ремонт шелушения цементобетонных аэродромных покрытий.
4.2 Шелушение бетонного покрытия приводит к разрушению верхнего слоя покрытия и выкрашиванию частиц цементного камня и заполнителя бетона, вследствие развития процессов образования на поверхности плит сетки неглубоких, тонких или волосяных трещин. Вероятные причины образования шелушения:
- недостаточная морозостойкость бетона из-за нарушений технологии ухода за свежеуложенным бетоном, а также из-за переувлажнения при отделке поверхности в период строительства;
- избыточное виброуплотнение смеси и расслоение с выделением пленки, которая появляется на поверхности уложенной бетонной смеси, после завершения всех рабочих операций;
- воздействие отрицательной температуры на свежеуложенный бетон или отсутствие температурного ухода при суточном перепаде температур более 20°C;
- применение антигололедных реагентов, агрессивных к бетону;
- коррозионное воздействие, в том числе щелочно-силикатная реакция между щелочной средой поровой жидкости, формирующейся за счет цемента, добавок, противогололедных реагентов или морской воды, и реакционноспособным кремнеземом заполнителем.
4.3 Эксплуатация плит с шелушением приводит:
4.3.1 К появлению на поверхности покрытия продуктов разрушения бетона, которые могут попадать в авиадвигатели ВС;
4.3.2 К ускорению дальнейшего разрушения и увеличению площади и глубины самого дефекта, а также образованию гололеда, вследствие увеличенного влагосозадержания.
4.4 По степени повреждения поверхности цементобетонного покрытия в связи с развитием шелушения различают:
- очаговое шелушение;
- поверхностное шелушение - до 10 мм глубиной;
- глубокое шелушение на ИВПП - от 10 до 25 мм;