Проекты стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года
Бенефициар | Проблематика | Целевое состояние | Проекты | Информационные (цифровые) ресурсы | Результаты проекта |
1. Граждане, органы государственной власти, реализующие полномочия в социальной сфере | недостаточное информационное обеспечение для реализации прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки); | сформировано единое информационное пространство в целях обеспечения | развитие государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" | единая | информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" интегрирована в единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере; внедрен искусственный интеллект в информационную систему "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами"; |
решений на основе анализа данных; высокие временные затраты и трудозатраты на реализацию прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) | в сутки 7 дней в неделю | единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере; в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере внедрен функционал противодействия мошенничеству (антифрод) | |||
2. Граждане | недостаточная правовая грамотность граждан в сфере занятости и трудовых отношений; отсутствие проактивного получения информации о государственной поддержке | гражданам предоставлена возможность получения проактивной поддержки в поиске работы, предоставлены информационные консультационные сервисы, доступны инструменты защиты трудовых прав | "Цифровой рынок труда" | единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа "Работа в России") | гражданам будет предоставлена возможность получения проактивной государственной поддержки в поиске работы, станут доступны инструменты защиты трудовых прав |
3. Работодатели | недостаточная информированность работодателей (контролируемых лиц) по вопросам соблюдения норм трудового права и наличие рисков нарушения трудового законодательства | работодателям предоставлены дополнительные цифровые сервисы для поиска работников и предупреждения риска нарушения трудового законодательства | "Цифровой рынок труда" | единая цифровая платформа "Работа в России" | работодателям будут предоставлены дополнительные цифровые сервисы для поиска работников и предупреждения риска нарушения трудового законодательства |
4. Органы государственной власти | потребность органов государственной власти в развитии инструментов обработки больших данных для анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, а также недостаточные технологические возможности для внедрения принципов управления на основе данных в сфере труда и занятости | органам государственной власти обеспечена возможность анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости | "Цифровой рынок труда" | единая цифровая платформа | органам государственной власти будет обеспечена возможность анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, будут внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости |
5. Граждане | недостаточная правовая грамотность граждан в сфере трудовых отношений | гражданам предоставлена возможность получения поддержки в защите трудовых прав | "Цифровой контроль и надзор" | система электронных сервисов на информационном портале "Онлайнинспек- | гражданам будет предоставлена возможность получения проактивной защиты трудовых прав |
6. Работодатели | недостаточная информированность контролируемых лиц по вопросам соблюдения норм трудового права | работодателям предоставлены цифровые сервисы для предупреждения риска нарушения трудового законодательства | "Цифровой контроль и надзор" | система электронных сервисов "Онлайнинспек- | работодателям будут предоставлены дополнительные цифровые сервисы для предупреждения риска нарушения трудового законодательства |
7. Органы государственной власти | наличие потребности в развитии инструментов обработки больших данных для анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда; недостаточные технологические возможности для внедрения принципов управления на основе данных в сфере труда и занятости | для органов государственной власти внедрены принципы управления на данных в сфере труда и занятости основе | "Цифровой контроль и надзор" | система электронных сервисов "Онлайнинспек- | органам государственной власти будет обеспечена возможность анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, будут внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости |
8. Граждане, работодатели | недоступность качественной и безопасной цифровой среды в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов | формирование эффективной цифровой среды (экосистемы) и входящих в ее состав сервисов по предоставлению услуг комплексной реабилитации; достижение "цифровой зрелости" в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий | создание системы комплексной реабилитации единой централизован- | единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и | создан и функционирует цифровой сервис, который содействует повышению количества и качества услуг комплексной реабилитации для граждан; внедрены цифровые инструменты дистанционного мониторинга за соблюдением трудового законодательства при оформлении электронных кадровых документов |
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; юридические лица; бизнес | недоступность универсальных технологий обработки информации, включая инструменты аналитики больших данных, на уровне субъекта Российской Федерации; невозможность формирования и накопления лучших управленческих компетенций для принятия решений на основе анализа данных на уровне субъекта Российской Федерации | достижение "цифровой зрелости" в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий | создание системы комплексной реабилитации единой централизован- | единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов | создана технологическая основа для управления на основе данных в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; внедрена технология искусственного интеллекта во внутренние процессы деятельности реабилитационных учреждений, предоставляющих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации |
10. Работники, работодатели | современные промышленные технологии и процессы развиваются очень быстро, что ведет к увеличению количества опасностей и рисков на рабочих местах и возрастанию тяжести потенциальных последствий на производстве. В этой связи с 2022 года в Российской Федерации был осуществлен переход на риск-ориентированную и процессную модель управления охраной труда. Работодатели и работники | закрепление в виде принципов основополагающих положений трудового законодательства Российской Федерации (упор на обязанность работодателя обеспечить безопасность не по факту нарушения трудового законодательства, а предупреждение и профилактику опасностей, минимизацию повреждения здоровья работников); | создание и развитие единой цифровой платформы по охране труда | единая цифровая платформа по охране труда | создана единая цифровая платформа по охране труда, использующая большие данные, уникальные базы знаний и технологии работы с ними, включая искусственный интеллект, для формирования у работников и работодателей качественных навыков по оценке профессиональных рисков и управлению ими, |
организаций (особенно микропредприятий и малого бизнеса) часто не располагают необходимыми ресурсами и компетенциями для грамотной организации системы управления охраной труда, что представляет угрозу жизни и здоровью работников | создание и функционирование единой цифровой платформы по охране труда поможет работодателям в предупреждении и профилактике опасностей и минимизации повреждения здоровья работников | повышению уровня их компетентности и осведомленности по безопасному проведению работ и созданию безопасных условий труда на рабочих местах. | |||
Возможность дальнейшего расширения и развития единой цифровой платформы по охране труда посредством расширения линейки цифровых сервисов для решения актуальных или специализированных задач, связанных с повышением уровня безопасности рабочих мест и компетенций персонала | |||||
11. Работники и соискатели работы | трудности в поиске подходящей работы при планировании трудовой деятельности; недостаток информации о квалификационных требованиях и компетенциях для определенных профессий; проблемы с обучением и развитием навыков и самообразованием; отсутствие уверенности в выборе профессии; проблемы с определением перспектив роста в выбранной профессии | предоставление подробной информации о различных востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, необходимых квалификационных требованиях и компетенциях, что помогает соискателям найти работу, соответствующую их навыкам и интересам; | создание и развитие платформы "Профессиональ- | платформа "Профессиональ- | создан источник информации о различных востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, необходимых квалификационных требованиях, помогающий соискателям найти работу, соответствующую их навыкам и интересам; предоставлена возможность работникам и соискателям лучше понимать, какие навыки и знания требуются для |
требования, навыки и компетенции, что помогает работникам и соискателям лучше понять, какие навыки и знания требуются для успешного выполнения работы; | успешного выполнения работы, благодаря предоставляемой информации о необходимых квалификационных требованиях, навыках и образовательных программах для различных профессий, что способствует планированию дальнейшего обучения и развития. | ||||
что помогает работникам | Благодаря информации о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях и требованиях к ним пользователи могут сделать осознанный выбор профессии; предоставление информации о текущих тенденциях на рынке труда и перспективах профессионального роста помогает оценить возможности для развития карьеры. | ||||
тенденциях на рынке труда и профессиональном росте, что помогает работникам и соискателям оценить перспективы и возможности для развития своей карьеры | Этот сервис способствует прозрачности рынка труда, облегчая поиск работы и квалифицированных работников, предоставляя информацию о требованиях и компетенциях для определенных профессий, а также о текущих тенденциях и возможностях на рынке труда | ||||
12. Работодатели | трудности в поиске квалифицированных работников; | предоставление информации о различных профессиях, требованиях к ним и компетенциях; | создание и развитие платформы "Профессиональ- | платформа "Профессиональ- | предоставление обширной информации о различных профессиях, требованиях к ним и компетенциях; поддержка работодателей в поиске квалифицированных кандидатов |
13. Специалисты по карьере и консультанты по трудоустройству | недостаток прозрачной и доступной информации о рынке труда; | предоставление подробной информации о различных профессиях, включая требования и компетенции, а также текущие тенденции на рынке труда; | создание и развитие платформы "Профессиональ- | платформа "Профессиональ- | предоставление полной информации о различных профессиях, включая требования к ним и компетенции, а также об актуальных трендах на рынке труда |
платформа "Профессиональный информационный портал" предоставляет информацию о необходимых навыках и образовательных программах для различных профессий, помогая специалистам по карьере и консультантам по трудоустройству в планировании обучения и развития своих клиентов | |||||
14. Учебные заведения | проблемы с подготовкой студентов к выходу на рынок труда; недостаток информации о текущих трендах на рынке труда; | предоставление информации о требованиях к различным профессиям, что помогает учебным заведениям адаптировать свои программы обучения для соответствия текущим требованиям рынка труда; | создание и развитие платформы "Профессиональ- | платформа "Профессиональный информационный портал" | предоставление помощи учебным заведениям в адаптации своих программ обучения для соответствия текущим требованиям рынка труда; |
и специальностях, потребность в которых растет, или будет расти, или будет падать в краткосрочном и среднесрочном периодах | подробных описаний профессий, включая необходимые навыки и компетенции, что помогает учебным заведениям адаптировать свои программы для подготовки квалифицированных специалистов; предоставление подробных и квалифицированных прогнозов занятости с учетом профессионально- | дают учебным заведениям возможность быть в курсе изменений и принимать информированные решения о развитии своих образовательных программ; | |||
труда, так и с учетом регулярного мониторинга планируемой | |||||
15. Органы власти | недостаток прозрачной и доступной информации о рынке труда; | предоставление подробной информации о различных профессиях, требованиях к ним и компетенциях, а также текущих тенденциях на рынке труда, что способствует прозрачности и | создание и развитие платформы "Профессиональ- | платформа "Профессиональ- | предоставление обширного набора функциональных возможностей для улучшения прозрачности и доступности информации о различных профессиях, требованиях и компетенциях, а также текущих трендах на рынке труда в том числе помогает разработать образовательные программы с учетом информации о необходимых навыках и образовательных требованиях для различных профессий; предоставление подробных описаний профессий с целью помощи Правительству |
предоставление подробных описаний профессий, включая необходимые навыки и компетенции, что помогает органам власти адаптировать образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов; | Российской Федерации более точно адаптировать образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов; интеграция функциональности проведения глобальных опросов среди работодателей относительно планируемой кадровой потребности, что позволяет собирать более точные и актуальные данные для прогнозирования требований рынка труда | ||||
данные о прогнозируемой профессионально- |