Действующий

Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года

V. Основные направления и задачи развития национальной системы квалификаций Российской Федерации

 

14. В соответствии с основной целью и приоритетами развития национальной системы квалификаций Российской Федерации будут реализованы задачи по следующим основным направлениям.

Направление 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего.

Направление 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации.

Направление 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде.

Направление 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда.

Направление 5. Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации.

Направление 6. Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций.

Направление 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего,

включает следующие задачи:

- создание и поддержка инструментов мониторинга и прогнозирования потребности национальной экономики, отдельных секторов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, работодателей и граждан в квалификациях, в том числе по профессиям будущего, с использованием современных цифровых технологий;

- оптимизация процессов и процедур, связанных с разработкой профессиональных стандартов и квалификаций, образовательных стандартов, примерных и основных образовательных программ, с учетом тенденций развития экономики и областей научного знания;

- обеспечение доступности для граждан и работодателей различных каналов получения востребованных квалификаций и последующего подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Направление 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации

включает следующие задачи:

- развитие в рамках национальной системы квалификаций Российской Федерации взаимодействия работодателей, образовательных организаций, государственных и профессионально-общественных институтов оценки качества подготовки кадров в целях обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с перспективными потребностями экономики;

- использование инструментов национальной системы квалификаций Российской Федерации при формировании кадровой составляющей национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ и проектов;

- формирование национальной и отраслевых рамок квалификаций, национального каталога и реестра квалификаций в качестве системообразующих элементов национальной системы квалификаций Российской Федерации;

- создание условий для интеграции в национальную систему квалификаций Российской Федерации различных механизмов подтверждения квалификаций, отвечающих общим принципам, в том числе открытости, независимости и доступности процедуры;

- формирование единой цифровой платформы национальной системы квалификаций Российской Федерации.

Направление 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде,

включает следующие задачи:

- модернизация требований к квалификациям и институтам признания профессионального мастерства работников, профессиональная деятельность которых связана с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;

- обновление, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации, механизмов допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;

- формирование единого общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения о профессиях и видах деятельности, связанных с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде, по которым требования к квалификациям работников регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Направление 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда

включает следующие задачи:

- вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;

- внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований, предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;