| | | | |
Бенефициар | Группа | Краткая характеристика | Проблематика | Как проблематика влияет на бенефициара |
1. Организации топливно- энергетического комплекса | бизнес | организации, указанные в статье 5 Федерального закона "О государственной информационной системе топливно- энергетического комплекса" | нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно- энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно- энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | пересмотр решений по реализации отдельных инвестиционных проектов; снижение качества продукции, производительности труда, прибыли, показателей рентабельности и эффективности основных фондов, повышение себестоимости сырья и продукции; негативное влияние на технико- экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса; снижение возможностей организаций топливно- энергетического комплекса |
| | | | для внедрения современных и эффективных производственных методов; высокие издержки при внедрении отечественных аналогов в области информационно- коммуникационных технологий в случаях уникальности производственных процессов и архитектуры информационных систем; прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов приводит к критическому снижению уровня информационной безопасности; |
| | | | учащение случаев использования организациями нелицензионного программного обеспечения; остановка производства по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов; возникновение необходимости переориентации импорта в области информационно- коммуникационных технологий
|
| | | низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно- энергетическом комплексе, разрозненность применяемых | возникновение барьеров для автоматизации процессов обмена информацией; возникновение дополнительных трудозатрат на ручной ввод и адаптацию данных, |
| | | организациями топливно- энергетического комплекса стандартов в области информационно- коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей | что увеличивает время выполнения операций и повышает вероятность ошибок; возникновение рисков нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения; сложность и неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников; несовместимость систем, что может усложнять интеграцию новых решений в области информационно- коммуникационных технологий; |
| | | | возникновение затруднений при совместной работе организаций топливно- энергетического комплекса и реализации совместных проектов; необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно- коммуникационных технологий для каждой организации, что также приводит к усложнению процессов разработки, интеграции и обновления программного обеспечения; |
| | | | отсутствие единых стандартов архитектуры информационных систем организаций топливно- энергетического комплекса, что приводит к несовместимости разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования
|
| | | увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно- энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки | возникновение незапланированных остановок на производстве и аварийных событий; необходимость импортозамещения информационно- коммуникационных технологий, повышения затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры; повышение рисков несанкционированного доступа к конфиденциальной информации; повышение рисков нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей; необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью
|
| | | выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также | необходимость увеличения затрат на разведку новых месторождений; снижение доходов и негативное влияние на финансовую устойчивость организаций топливно- энергетического комплекса; сокращение объемов экспорта нефти и газа; повышение себестоимости добычи нефти и газа; |
| | | сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложность выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек
| ослабление конкурентоспособности российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке
|
| | | недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифициро- ванными кадрами в области информационно- коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно- энергетического комплекса
| ограничение инновационных возможностей и прогресса в топливно- энергетическом комплексе; замедление процессов цифровой трансформации; замедление процессов в рамках внутренних разработок программного обеспечения, обслуживания и обновления технической инфраструктуры
|
| | | отсутствие системного подхода к тиражированию (распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта | отставание в темпах роста производительности труда, рентабельности производства и других показателей эффективности; недостаточное использование возможностей новых методов и средств автоматизации с применением искусственного интеллекта; возникновение риска технологического отставания российских организаций топливно- энергетического комплекса
|
2. Отечественные производители и поставщики информационно- коммуникацион- ных технологий для топливно- энергетического комплекса | бизнес | организации сектора информационно- коммуникационных технологий, а также производители радиоэлектронного и телекоммуникацион- ного оборудования, применяемого в топливно- энергетическом комплексе | нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно- энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно- энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала
| сложность производства (разработки) отечественных информационно- коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий; осуществление незапланированных остановок на производстве (затягивается производственный цикл), что также влияет на ритмичность производства в смежных отраслях; возникновение дополнительных сложностей использования иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получения и продления лицензий на них
|
| | | несоответствие разработок в области информационно- коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно- энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно- энергетического комплекса, недостаточным финансированием, | отсутствие спроса на отечественную продукцию в области информационно- коммуникационных технологий; снижение затрат организаций топливно- энергетического комплекса на внешние разработки в области информационно- коммуникационных технологий; затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационно- коммуникационных технологий; повышение показателей использования |
| | | частичной изоляцией российской науки (в области информационно- коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях
| электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также рост объема теневой экономики |
| | | недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицирован- ными кадрами в области информационно- коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно- энергетического комплекса
| снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции; возникновение дополнительных затрат для найма иностранных специалистов
|
3. Федеральные органы исполнительной власти | государ- ство | органы государственной власти | низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно- энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно- энергетического комплекса стандартов в области информационно- коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей | негативное влияние на обеспечение информационного и аналитического сопровождения работ федеральных органов исполнительной власти по повышению эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, в том числе в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно- энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование
|
| | | увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно- энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки | повышение рисков сбоев работы государственных систем мониторинга и управления, что может вызвать также каскадные эффекты и распространение проблем на другие секторы экономики и инфраструктуру; прерывание энергоснабжения, транспортировки энергоносителей и других критически важных процессов
|
| | | выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек
| возникновение риска дефицита федерального бюджета в связи со значительной долей доходов федерального бюджета от экспорта энергоносителей; вынужденная переориентация на альтернативные рынки сбыта нефти и газа; необходимость пересмотра федерального бюджета |
| | | несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления | неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг и негативно влияющие на эффективность организаций топливно- энергетического комплекса, уровень жизни и условия труда работников организаций топливно-энергетического |
| | | (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес- процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно- энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно- энергетических ресурсов | комплекса; длительные сроки обработки заявок и запросов; возникновение высоких административных издержек; низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса; снижение показателей национальной экономики и отсутствие развития социальной сферы; возникновение высокой операционной нагрузки на систему государственного управления; отсутствие роста уровня прозрачности и контроля предоставления услуг |