Действующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

Приложение № 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
до 2030 года



Форма определения бенефициаров стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года и проблематики, связанной с участниками стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса


Бенефициар

Группа

Краткая характеристика

Проблематика

Как проблематика влияет на бенефициара

1. Организации топливно-
энергетического комплекса

бизнес

организации, указанные в статье 5
Федерального закона "О государственной информационной системе топливно-
энергетического комплекса"

нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-
энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-
энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала

пересмотр решений по реализации отдельных инвестиционных проектов;
снижение качества продукции, производительности труда, прибыли, показателей рентабельности и эффективности основных фондов, повышение себестоимости сырья и продукции;
негативное влияние на технико-
экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса;
снижение возможностей организаций топливно-
энергетического комплекса

для внедрения современных и эффективных
производственных методов;
высокие издержки при внедрении
отечественных аналогов в области информационно-
коммуникационных
технологий в случаях уникальности
производственных процессов и архитектуры
информационных систем;
прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного обеспечения и программно-аппаратных
комплексов приводит к критическому снижению уровня информационной
безопасности;

учащение случаев использования
организациями нелицензионного
программного обеспечения;
остановка производства по причине отсутствия аналогов иностранных
компонентов;
возникновение необходимости
переориентации импорта в области
информационно-
коммуникационных
технологий

низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-
энергетическом комплексе, разрозненность применяемых

возникновение барьеров для автоматизации процессов обмена информацией; возникновение дополнительных трудозатрат на ручной ввод и адаптацию данных,

организациями топливно-
энергетического комплекса стандартов в области информационно-
коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных,
в том числе применения общих информационных моделей

что увеличивает время выполнения операций и повышает вероятность ошибок;
возникновение рисков нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения;
сложность и неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников; несовместимость систем, что может усложнять интеграцию новых решений в области информационно-
коммуникационных технологий;

возникновение затруднений при совместной работе организаций топливно-
энергетического комплекса и реализации совместных проектов;
необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно-
коммуникационных технологий для каждой организации, что также приводит к усложнению процессов разработки, интеграции и обновления программного обеспечения;

отсутствие единых стандартов архитектуры информационных систем организаций топливно-
энергетического комплекса, что приводит к несовместимости
разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования

увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-
энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки

возникновение незапланированных остановок на производстве и аварийных событий; необходимость импортозамещения информационно-
коммуникационных технологий, повышения затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры; повышение рисков несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
повышение рисков нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей; необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью

выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также

необходимость увеличения затрат на разведку новых месторождений;
снижение доходов и негативное влияние на финансовую устойчивость организаций топливно-
энергетического комплекса;
сокращение объемов экспорта нефти и газа;
повышение себестоимости добычи нефти и газа;

сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложность выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных
и логистических издержек

ослабление конкурентоспособности российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке

недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифициро-
ванными кадрами в области информационно-
коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-
энергетического комплекса

ограничение инновационных возможностей
и прогресса в топливно-
энергетическом
комплексе;
замедление процессов цифровой
трансформации;
замедление процессов в рамках внутренних
разработок программного обеспечения,
обслуживания и обновления технической
инфраструктуры

отсутствие системного подхода к тиражированию (распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта

отставание в темпах роста производительности труда, рентабельности производства и других показателей эффективности;
недостаточное использование возможностей новых методов и средств автоматизации с применением искусственного интеллекта;
возникновение риска технологического отставания российских организаций топливно-
энергетического комплекса

2. Отечественные производители и поставщики информационно-
коммуникацион-
ных технологий для топливно-
энергетического комплекса

бизнес

организации сектора информационно-
коммуникационных технологий, а также производители радиоэлектронного и телекоммуникацион-
ного оборудования, применяемого в топливно-
энергетическом комплексе

нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-
энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-
энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала

сложность производства (разработки) отечественных информационно-
коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;
осуществление незапланированных остановок на производстве (затягивается производственный цикл), что также влияет на ритмичность производства в смежных отраслях;
возникновение дополнительных сложностей использования иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получения и продления лицензий на них

несоответствие разработок в области информационно-
коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-
энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-
энергетического комплекса, недостаточным финансированием,

отсутствие спроса на отечественную продукцию в области информационно-
коммуникационных технологий;
снижение затрат организаций топливно-
энергетического комплекса на внешние разработки в области информационно-
коммуникационных технологий;
затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационно-
коммуникационных технологий;
повышение показателей использования

частичной изоляцией российской науки
(в области информационно-
коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях

электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту,
а также рост объема теневой экономики

недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицирован-
ными кадрами в области информационно-
коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-
энергетического комплекса

снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции; возникновение дополнительных затрат для найма иностранных специалистов

3. Федеральные органы исполнительной власти

государ-
ство

органы
государственной
власти

низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-
энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-
энергетического комплекса стандартов в области информационно-
коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных,
в том числе применения общих информационных моделей

негативное влияние на обеспечение информационного и аналитического сопровождения работ федеральных органов исполнительной власти
по повышению эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, в том числе в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-
энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование

увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-
энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки

повышение рисков сбоев работы государственных систем мониторинга и управления, что может вызвать также каскадные эффекты и распространение проблем на другие секторы экономики и инфраструктуру; прерывание энергоснабжения, транспортировки энергоносителей и других критически важных процессов

выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки
с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек

возникновение риска дефицита федерального
бюджета в связи со значительной долей
доходов федерального бюджета от экспорта
энергоносителей;
вынужденная переориентация
на альтернативные рынки сбыта нефти и газа;
необходимость пересмотра федерального
бюджета

несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг;
наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления

неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг и негативно влияющие на эффективность организаций топливно-
энергетического комплекса, уровень жизни
и условия труда работников организаций топливно-энергетического

(получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес-
процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-
энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-
энергетических ресурсов

комплекса;
длительные сроки обработки заявок и запросов;
возникновение высоких административных издержек;
низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса;
снижение показателей национальной экономики и отсутствие развития социальной сферы;
возникновение высокой операционной нагрузки на систему государственного управления;
отсутствие роста уровня прозрачности и контроля предоставления услуг

4. Научные организации (организации высшего образования, научно-
исследователь-
ские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности)

наука

юридическое лицо,
осуществляющее
в качестве основной
деятельности
научную и (или)
научно-техническую
деятельность,
общественное
объединение научных
работников

несоответствие разработок в области информационно-
коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-
энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-
энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией

снижение уровня окупаемости научных
исследований и разработок, а также уровня внедрения результатов научной деятельности
в реальный сектор экономики;
выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах, что может негативно
сказаться на уровне отечественных научных
разработок;
возникновение сложностей доступа
к международным ресурсам и экспертизе, ограничение доступа

российской науки
(в области информационно-
коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях

к новейшим знаниям
и технологиям;
возникновение сложностей в области
применения и защиты объектов
интеллектуальной собственности;
возникновение случаев необеспеченности
научных организаций электронной
компонентной базой, необходимой
для проведения исследований и разработок

5. Потребители топливно-
энергетических ресурсов

населе-
ние, бизнес

физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование топливом, электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью)

несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг;
наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти;
неоптимизированные клиентские пути и бизнес-
процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-
энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-
энергетических ресурсов

некачественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях;
медленные процессы предоставления услуг;
отсутствие адресного удовлетворения
потребностей в сложившихся жизненных
ситуациях;
отсутствие проактивных сервисов предоставления услуг