Действующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

Приложение № 4
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
до 2030 года



Проекты стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года


Наименование проекта

Проблематика

Целевое состояние

Результаты проекта

1. "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно-
энергетического комплекса"

низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-
энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-
энергетического комплекса стандартов в области информационно-
коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей

созданы технические, организационные и нормативные условия для перехода организаций топливно-энергетического комплекса на использование общих информационных моделей, в том числе на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"

обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" в топливно-
энергетическом комплексе; спроектирована целевая архитектура домена топливно-
энергетического комплекса;
реализованы сервисы на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" для целей оптимизации информационного обмена в топливно-
энергетическом комплексе на базе общих информационных моделей;

несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг;
наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия
с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес-
процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью

осуществлен полноценный переход на взаимодействие в электронном виде органов государственной власти и организаций топливно-
энергетического комплекса;
разработка домена топливно-
энергетического комплекса позволила оптимизировать клиентские пути и бизнес-
процессы в рамках получения (предоставления) услуг, связанных с деятельностью организаций топливно-
энергетического комплекса, также обеспечить повышение качества предоставления услуг и эффективное

обеспечена возможность использования сервисов и платформ, направленных на оптимизацию информационного обмена, всеми организациями топливно-
энергетического комплекса, в том числе для обмена информацией, обязательной к предоставлению в органы государственной власти;
обеспечено применение единых стандартов обмена и использования данных организациями топливно-
энергетического комплекса;

организаций топливно-
энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов

удовлетворение потребностей работников организаций топливно-
энергетического комплекса в разных жизненных ситуациях

повышена наблюдаемость объектов топливно-
энергетического комплекса, в частности наблюдаемость электрической сети; создана инфраструктурная платформа электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления; информационный обмен в организациях топливно-
энергетического комплекса осуществляется на базе общих информационных моделей, в том числе общей информационной модели электроэнергетического комплекса,

разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения",
и посредством использования единой платформы технологического управления, позволяющей автоматизировать и унифицировать информационный обмен, а также формировать единое информационное пространство электросетевых организаций

2. "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-
энергетическом комплексе"

нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-
энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-
энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала

обеспечены условия для предотвращения случаев нарушения функционирования производственных систем, осуществления импортозамещения программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры с сохранением и повышением технологического уровня, а также условия для нивелирования негативных последствий санкций по ограничению доступа российских

обеспечены условия для
исключения использования
программного обеспечения
иностранного происхождения
на значимых объектах критической
информационной инфраструктуры
в топливно-
энергетическом
комплексе;
в топливно-
энергетическом
комплексе обеспечена реализация положений Указа Президента Российской Федерации

организаций топливно-
энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала

от 30 марта 2022 г.
№ 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", а также иных

выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа,
а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек

обеспечены условия для развития российского программного обеспечения, эквивалентного по техническим характеристикам иностранным аналогам, для применения в сферах разведки, добычи, переработки, транспортировки, сбыта энергоносителей

нормативных правовых актов, касающихся импортозамещения программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры

увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-
энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки

достигнут высокий уровень развития отечественных решений в области информационной безопасности и защиты информации;
на значимых объектах критической информационной инфраструктуры топливно-
энергетического комплекса исключено использование программного обеспечения иностранного происхождения

несоответствие разработок в области информационно-
коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-
энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-
коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях

утверждены перечни актуальных направлений (проектов) по замещению зарубежного программного обеспечения на российские аналоги;
сформированы отраслевые заказы, созданы механизмы для реализации приоритетных проектов по созданию и развитию российского программного обеспечения;

существующие российские программные продукты в полном объеме удовлетворяют актуальные потребности организаций топливно-
энергетического комплекса

недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-
коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-
энергетического комплекса

в топливно-
энергетическом комплексе обеспечены условия для развития у специалистов компетенций по работе с новым разрабатываемым и внедряемым отечественным программным обеспечением, а также условия для получения специалистами навыков в области информационно-
коммуникационных технологий и цифровой трансформации

3. "Повышение уровня готовности топливно-
энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта"

отсутствие в топливно-
энергетическом комплексе системного подхода к тиражированию
(распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта в топливно-
энергетическом комплексе

организована системная работа по выявлению и тиражированию отечественных решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, а также создан механизм мониторинга внедрения искусственного интеллекта в организациях топливно-
энергетического комплекса

создан и функционирует механизм мониторинга внедрения искусственного интеллекта в топливно-
энергетическом комплексе;
на периодической основе проводятся отраслевые сессии для формирования потребностей отраслей топливно-
энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах для развития технологий искусственного интеллекта;

создана и введена в эксплуатацию "песочница" данных для проведения экспериментов, тестирования и исследования данных, обеспечивающая безопасную работу с реальными или смоделированными данными