| | | |
Наименование проекта | Проблематика | Целевое состояние | Результаты проекта |
1. "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно- энергетического комплекса" | низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно- энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно- энергетического комплекса стандартов в области информационно- коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей | созданы технические, организационные и нормативные условия для перехода организаций топливно-энергетического комплекса на использование общих информационных моделей, в том числе на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" | обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" в топливно- энергетическом комплексе; спроектирована целевая архитектура домена топливно- энергетического комплекса; реализованы сервисы на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" для целей оптимизации информационного обмена в топливно- энергетическом комплексе на базе общих информационных моделей;
|
| несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес- процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью | осуществлен полноценный переход на взаимодействие в электронном виде органов государственной власти и организаций топливно- энергетического комплекса; разработка домена топливно- энергетического комплекса позволила оптимизировать клиентские пути и бизнес- процессы в рамках получения (предоставления) услуг, связанных с деятельностью организаций топливно- энергетического комплекса, также обеспечить повышение качества предоставления услуг и эффективное | обеспечена возможность использования сервисов и платформ, направленных на оптимизацию информационного обмена, всеми организациями топливно- энергетического комплекса, в том числе для обмена информацией, обязательной к предоставлению в органы государственной власти; обеспечено применение единых стандартов обмена и использования данных организациями топливно- энергетического комплекса; |
| организаций топливно- энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов | удовлетворение потребностей работников организаций топливно- энергетического комплекса в разных жизненных ситуациях | повышена наблюдаемость объектов топливно- энергетического комплекса, в частности наблюдаемость электрической сети; создана инфраструктурная платформа электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления; информационный обмен в организациях топливно- энергетического комплекса осуществляется на базе общих информационных моделей, в том числе общей информационной модели электроэнергетического комплекса, |
| | | разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения", и посредством использования единой платформы технологического управления, позволяющей автоматизировать и унифицировать информационный обмен, а также формировать единое информационное пространство электросетевых организаций
|
2. "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно- энергетическом комплексе" | нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно- энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно- энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | обеспечены условия для предотвращения случаев нарушения функционирования производственных систем, осуществления импортозамещения программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры с сохранением и повышением технологического уровня, а также условия для нивелирования негативных последствий санкций по ограничению доступа российских | обеспечены условия для исключения использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры в топливно- энергетическом комплексе; в топливно- энергетическом комплексе обеспечена реализация положений Указа Президента Российской Федерации |
| | организаций топливно- энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", а также иных
|
| выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек
| обеспечены условия для развития российского программного обеспечения, эквивалентного по техническим характеристикам иностранным аналогам, для применения в сферах разведки, добычи, переработки, транспортировки, сбыта энергоносителей | нормативных правовых актов, касающихся импортозамещения программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры |
| увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно- энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки | достигнут высокий уровень развития отечественных решений в области информационной безопасности и защиты информации; на значимых объектах критической информационной инфраструктуры топливно- энергетического комплекса исключено использование программного обеспечения иностранного происхождения
| |
| несоответствие разработок в области информационно- коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно- энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно- коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях
| утверждены перечни актуальных направлений (проектов) по замещению зарубежного программного обеспечения на российские аналоги; сформированы отраслевые заказы, созданы механизмы для реализации приоритетных проектов по созданию и развитию российского программного обеспечения;
существующие российские программные продукты в полном объеме удовлетворяют актуальные потребности организаций топливно- энергетического комплекса | |
| недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно- коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно- энергетического комплекса
| в топливно- энергетическом комплексе обеспечены условия для развития у специалистов компетенций по работе с новым разрабатываемым и внедряемым отечественным программным обеспечением, а также условия для получения специалистами навыков в области информационно- коммуникационных технологий и цифровой трансформации
| |
3. "Повышение уровня готовности топливно- энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта" | отсутствие в топливно- энергетическом комплексе системного подхода к тиражированию (распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта в топливно- энергетическом комплексе | организована системная работа по выявлению и тиражированию отечественных решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, а также создан механизм мониторинга внедрения искусственного интеллекта в организациях топливно- энергетического комплекса | создан и функционирует механизм мониторинга внедрения искусственного интеллекта в топливно- энергетическом комплексе; на периодической основе проводятся отраслевые сессии для формирования потребностей отраслей топливно- энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах для развития технологий искусственного интеллекта; |
| | | создана и введена в эксплуатацию "песочница" данных для проведения экспериментов, тестирования и исследования данных, обеспечивающая безопасную работу с реальными или смоделированными данными |