Действующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации физической культуры и спорта до 2030 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

1. Основные процессы области физической культуры и спорта и оценка ее текущего состояния


Цифровая трансформация области физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации, обеспечивающих достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

В рамках достижения цели по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, реализуется федеральный проект "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография". Актуальным направлением развития области физической культуры и спорта является оценка качественных показателей вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 (часть 8 подпункта "д" пункта 1) Министерством спорта Российской Федерации создана и введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" - единая цифровая платформа, обеспечивающая интеграцию информационных ресурсов области физической культуры и спорта.

Одним из наиболее значимых направлений цифровой трансформации, обеспечивающих повышение эффективности спортивной подготовки и сохранение здоровья спортсменов, является формирование электронных паспортов спортсменов. На современном этапе происходит значительное повышение уровня знаний, касающихся функционирования человеческого организма в условиях соревновательной и тренировочной деятельности, открывающих возможности в вопросах поиска, идентификации, отбора и развития талантливых спортсменов, поэтому самой перспективной областью в этом направлении является цифровизация ряда аспектов спортивной подготовки.

Вместе с тем в Российской Федерации отсутствует единый методический информационный ресурс для формирования межотраслевой системы комплексного научно-технологического сопровождения и обеспечения развития экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры, спорта и спортивной медицины.

Следует отметить, что процесс внедрения цифровых технологий в область физической культуры и спорта в настоящий момент находится на начальном этапе. Всестороннее внедрение и проникновение цифровых технологий в область физической культуры и спорта возможно при наличии единой цифровой среды, квалифицированных специалистов области физической культуры и спорта с высоким уровнем цифровой компетенции, тесной связи с опытом и исследованиями сферы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов.

Углубленный анализ состояния процессов цифровизации области физической культуры и спорта выявил:

недостаточный уровень цифровой компетенции у специалистов области физической культуры и спорта, в том числе низкий уровень цифровых компетенций у руководителей физкультурно-спортивных организаций и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, расположенных в большинстве субъектов Российской Федерации;

низкую обеспеченность высокоскоростным интернетом организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;

отсутствие системы многопользовательского доступа к цифровым реестрам области физической культуры и спорта;

низкий уровень оснащенности цифровыми сервисами области физической культуры и спорта;

необходимость автоматизированного сбора статистических сведений в области физической культуры и спорта.

Таким образом, ключевыми вызовами области физической культуры и спорта являются:

отсутствие единой цифровой среды, осуществляющей взаимодействие между субъектами физической культуры и спорта на основе применения единых правил, стандартизированных электронных цифровых сервисов, единых форматов и моделей данных в области физической культуры и спорта в целях перевода данных в области физической культуры и спорта в электронный вид;

отсутствие в области физической культуры и спорта средств автоматизированного сбора статистических данных, сложность организации процесса сбора, анализа и управления данными в области физической культуры и спорта;

низкая оснащенность субъектов физической культуры и спорта информационными ресурсами, цифровыми сервисами и современной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, и, как следствие, низкий уровень доступности для граждан информации об объектах спорта, о проводимых физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.