Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2023 года N 2417



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"



1. Подраздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы


Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. До введения санкционных ограничений близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций являлась конкурентным преимуществом Калининградской области, а в настоящее время это является существенным ограничением развития.

Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в регионе реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа), мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении ряда лет Калининградская область демонстрировала высокие темпы социально-экономического развития.

Индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по Калининградской области составил 109 процентов, а индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по субъектам Российской Федерации - 107,3 процента.

Отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения: в 2021 году он составил 659,7 тыс. рублей, что на 22 процента превышает уровень 2020 года.

В 2022 году для Калининградской области так же, как и для других субъектов Российской Федерации, существенно поменялись внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы. На фоне беспрецедентного санкционного давления Калининградская область ввиду ее географического положения оказывается в более сложной ситуации относительно других субъектов Российской Федерации.

Введенные иностранными государствами санкционные ограничения отразились в первую очередь на динамике показателей промышленности, торговли, транспорта и логистики.

Предприятия Калининградской области столкнулись с такими проблемами, как разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих.

В 2021 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11,1 процента к уровню 2013 года. В 2022 году на фоне санкций индекс производства снизился на 20,5 процента к уровню 2021 года.

В последние годы наблюдается существенный рост доходной базы региона. По итогам 2022 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,5 раза относительно уровня 2013 года и составили 87,5 млрд. рублей, доходы областного бюджета выросли в 2,9 раза и составили 65,9 млрд. рублей.

Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников за период с 2014 по 2022 год превысил 967 млрд. рублей, из них частные инвестиции составили 763 млрд. рублей. За исключением 2014, 2015, 2019 и 2021 годов, темпы роста инвестиций были положительными, при этом максимальные темпы роста были отмечены в 2017 и 2022 годах на 37,6 процента и 20,2 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2022 году достиг 115,9 тыс. рублей, что в номинальном выражении в 2,2 раза выше уровня 2013 года.

Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год составлял 6 процентов, то в 2022 году он снизился до 3,1 процента.

В части регистрируемой безработицы ситуация сложилась следующим образом. На конец 2015 года численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6,6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016-2022 годов она снизилась до 4,2 тыс. человек.

Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем по данному показателю сохраняется отставание от среднероссийского уровня.

Благодаря принятым антикризисным мерам, включая программы предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства и промышленным предприятиям, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию первоочередных расходов, удалось не допустить снижения доходов населения.

Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2022 году составили 34,2 тыс. рублей (в 2013 году - 20,1 тыс. рублей), что стабильно ниже среднероссийских значений - 44,9 тыс. рублей (в 2013 году - 25,7 тыс. рублей).

Отмечается улучшение показателей качества жизни населения, что обеспечено в том числе за счет реализации таких мероприятий, как создание современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах области.

Наблюдается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. Численность населения на 1 января 2023 г. (с учетом переписи населения) выросла относительно уровня 1 января 2014 г. на 69,2 тыс. человек и составила 1032,3 тыс. человек (на 1 января 2014 г. составляла 963,1 тыс. человек). Рост численности населения региона обеспечен за счет положительного сальдо миграции. Суммарный миграционный прирост за период с 2014 по 2022 год составил 89,2 тыс. человек. Максимальный прирост отмечен в 2021 году - 16,1 тыс. человек.

В 2022 году ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области составила 73,1 года против 70,5 в 2013 году (по Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни в 2022 году составила 72,7 года против 70,8 в 2013 году).

В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры в период с 2014 по 2022 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литвы и Белоруссии главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.

Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось с 14 млн. тонн в 2013 году до 10,2 млн. тонн в 2022 году, а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, с 13,7 млн. тонн до 8,3 млн. тонн.

Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностями в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения названных проблем требуется принятие комплексных решений.".

2. В подразделе 2:

а) в абзаце восьмом слова "1039,2 тыс. человек в 2025 году" заменить словами "1063,8 тыс. человек в 2030 году";