Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 7.0.103-2023 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения

     Виды библиотечно-информационного обслуживания

37 стационарное обслуживание: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг в помещениях стационарной библиотеки.

inhouse use service

38 внестационарное обслуживание: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг вне стационарной библиотеки с целью приближения к месту работы, учебы или проживания пользователей.

Примечание - Внестационарное обслуживание осуществляется, например, посредством библиотечных пунктов, передвижных библиотек, внестационарных читальных залов.

outreach service; extension service

39 абонементное обслуживание: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг абонемента.

loan service

40 обслуживание в читальном зале: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг, предполагающих работу в специально оборудованном помещении.

on-site service

41 удаленное [дистанционное] обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг без обязательного присутствия пользователей в помещении библиотеки или ее внестационарном подразделении.

Примечание - Примеры удаленного [дистанционного] обслуживания: обслуживание посредством телефонной, факсовой, почтовой, телеграфной связи, через интернет (веб-сайты, социальные сети, мессенджеры), мобильные приложения и других средств коммуникации.

distance service

42 виртуальное обслуживание: Удаленное [дистанционное] обслуживание, предоставляющее пользователю возможность получения библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий.

Примечание - Виртуальное обслуживание осуществляется, например, через веб-сайты библиотеки, мобильные приложения, мессенджеры, аккаунты социальных сетей.

virtual service

43 электронное обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий.

electronic service

44 индивидуальное обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг отдельному пользователю.

personal service

45 групповое обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг определенной группе пользователей, объединенных общими информационными или социально-культурными потребностями.

group service

46 массовое обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг широкому кругу пользователей.

mass service

47 приоритетное обслуживание: Первоочередное предоставление библиотечно-информационных услуг целевой аудитории.

priority service

48 дифференцированное обслуживание руководителей; ДОР: Предоставление руководителям различных уровней специально подготовленной библиографической, фактографической и аналитической информации, предназначенной для решения задач управления.

selective service for managers

49 документное обслуживание: Предоставление пользователям документов (а также их копий) независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация.

document service

50 библиографическое обслуживание: Предоставление библиографической информации пользователям.

bibliographic service

51 библиографическое информирование: Предоставление библиографической информации в соответствии с долговременно действующими запросами пользователей.

Примечание - Виды библиографического информирования: индивидуальное, групповое, массовое.

current awareness service

52 избирательное распространение информации; ИРИ: Предоставление информации, вновь появившейся в информационно-поисковой системе, в соответствии с постоянно действующими информационными запросами пользователей, при наличии обратной связи.

selective dissemination of information (SDI)

53 информационное обеспечение: Совокупность библиотечно-информационных услуг, предоставляемых пользователям для реализации научной, образовательной, управленческой и других видов деятельности в соответствии с этапами ее выполнения.

information provision

54 справочное обслуживание: Предоставление пользователям справок и консультаций в соответствии с разовыми запросами пользователей.

reference service

55 справочно-библиографическое обслуживание; СБО: Предоставление библиографических справок и консультаций в соответствии с разовыми запросами пользователей.

bibliographic reference service

56 выставочное обслуживание: Удовлетворение информационных и социально-культурных потребностей пользователей посредством организации выставок (в помещении библиотеки, виртуальных, выездных).

exhibition service

57 культурно-просветительское обслуживание: Предоставление услуг, обеспечивающих организацию интеллектуального и культурного досуга, просвещения и самообразования различным категориям пользователей.

cultural and educational service

58 обучение пользователей: Предоставление услуг, направленных на получение знаний, умений и навыков, содействующих эффективному поиску и использованию источников информации, повышению информационной грамотности (например, библиотечных уроков, библиотечных занятий, викторин).

user training

59 самообслуживание (в библиотеке): Предоставление пользователям возможности доступа к библиотечно-информационным ресурсам и услугам без непосредственного контакта с библиотечным персоналом.

Примечание - Примеры самообслуживания: выбор документов из фонда открытого доступа; оформление выдачи или возврата документов посредством станций самообслуживания, самостоятельное ксерокопирование документов.

self-service