Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 7.0.103-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Термины и определения

System of standards on information, librarianship and publishing. Library and information service. Terms and definitions



ОКС 01.140.40

Дата введения 2024-05-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская государственная библиотека", Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская национальная библиотека", Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Библиотека по естественным наукам Российской академии наук", Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт культуры", Федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственная публичная научно-техническая библиотека России"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2023 г. N 1694-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 7.0.103-2018

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области библиотечно-информационного обслуживания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".

Термины-синонимы без пометы "Нрк" приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе на русском языке данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, синонимы - курсивом.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области библиотечно-информационного обслуживания как одного из видов библиотечно-информационной деятельности.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по информационной, библиотечной и издательской деятельности, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Стандарт предназначен для библиотек и других учреждений, осуществляющих библиотечно-информационное обслуживание.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 7.0.94 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд. Термины и определения.

ГОСТ Р 7.0.107 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

     Общие понятия

1 библиотечно-информационное [библиотечное] обслуживание (Нрк: работа с читателями): Вид библиотечно-информационной деятельности, направленный на удовлетворение информационных и социально-культурных потребностей пользователей посредством предоставления различных форм библиотечно-информационных услуг.

Примечание - Библиотечно-информационное обслуживание - разновидность информационного обслуживания, осуществляемого различными учреждениями (библиотеками, архивами, музеями, органами научной информации).

library and information service (process)

2 вид библиотечно-информационного обслуживания: Категория библиотечно-информационного обслуживания, выделенная по определенному признаку.

Примечание - Примеры признаков выделения видов библиотечно-информационного обслуживания: по категории пользователей, месту реализации, виду услуг и т.д.

type of library and information service (process)

3 методы библиотечно-информационного обслуживания: Совокупность способов, правил, приемов по реализации библиотечно-информационного обслуживания.

methods of library and information service

4 организационная структура библиотечно-информационного обслуживания: Система подразделений, пунктов обслуживания, обеспечивающих получение пользователем библиотечно-информационных услуг.

infrastructure of library and information service

5 технология библиотечно-информационного обслуживания: Совокупность процессов по предоставлению библиотечно-информационных услуг.

technology of library and information services

6 библиотечно-информационная [библиотечная] услуга: Результат библиотечно-информационного обслуживания, удовлетворяющий определенную информационную или социально-культурную потребность пользователя.

library and information service (result)

7 вид библиотечно-информационных услуг: Категория библиотечно-информационных услуг, выделенная по определенному признаку (например, объекту, предоставляемому пользователю).

type of library and information services (result)

8 форма библиотечно-информационной услуги: Внутреннее строение услуги, включающее объект, способ и/или условия ее предоставления и дающее основание для наименования услуги.

Примечание - Примеры форм библиотечно-информационной услуги: выставка, консультация, вечер встречи, выдача документов и другие.

mode of library and information service

9 качество библиотечно-информационной услуги: Совокупность свойств и характеристик услуги, которая отражает способность библиотеки удовлетворять заявленные или потенциальные потребности пользователей.

Примечание - Критериями оценки качества библиотечно-информационной услуги являются степень оперативности и полноты предоставления информации, ее достоверность, удобство предоставления услуги пользователю.

quality of library and information service

10 эффективность библиотечно-информационной услуги: Результативность библиотечно-информационной услуги относительно затрат на ее осуществление.

Примечание - Термин приведен в значении экономической эффективности.

efficiency of library and information service

11 отказ: Неудовлетворенный запрос пользователя на библиотечно-информационную услугу.

refusal

12 поддержка чтения: Предоставление библиотечно-информационных услуг, направленных на создание мотивации к чтению, содействие развитию у пользователей информационной грамотности и читательской активности.

13

reading support

информационный поиск: Процесс разыскания информации, релевантной информационным запросам.

[ГОСТ Р 7.0.107-2022, статья 110]

information retrieval

14

 

библиографический поиск: Процесс нахождения библиографических данных и/или поиск на основании библиографических данных.

[ГОСТ Р 7.0.107-2022, статья 102]

bibliographic retrieval

15

 

документный поиск: Процесс разыскания документов, релевантных информационному запросу.

[ГОСТ Р 7.0.107-2022, статья 103]

document retrieval

16 информационная грамотность: Набор компетенций (совокупность знаний, умений и навыков), необходимых для работы с информацией (поиска, идентификации, оценки, адаптации, генерирования, хранения, систематизации и пр.), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

information literacy

17 цифровая грамотность: Набор компетенций (совокупность знаний, умений и навыков), необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета.

digital literacy

     Пользователи

18 пользователь: Физическое или юридическое лицо, использующее инфраструктуру, услуги, информационные ресурсы, предлагаемые в процессе библиотечно-информационного обслуживания.

Примечания

1 Читатель библиотеки - физическое лицо, пользующееся услугами библиотеки и ее внестационарных подразделений.

2 Посетитель библиотечного мероприятия - физическое лицо, принимающее участие в библиотечном мероприятии и зарегистрированное в установленных библиотекой формах учета.

user

19 категория пользователей: Группа пользователей библиотеки, выделяемая по определенному признаку.

Примечание - Признаком категории пользователей может быть, например, возраст, социальное положение, профессия, информационные потребности и другое.

users' category

20 удаленный [дистанционный] пользователь: Пользователь, использующий удаленный [дистанционный] доступ к информационным ресурсам и услугам библиотеки.

remote user

21 авторизованный удаленный [дистанционный] пользователь: Пользователь, прошедший регистрацию на веб-сайте или в мобильном приложении библиотеки и получивший право на удаленный [дистанционный] доступ к информационным ресурсам и услугам библиотеки.

authorized remote user

22 зарегистрированный пользователь: Пользователь, включенный в категорию обслуживаемых лиц в библиотеке с присвоением идентификатора.

registered user

23 незарегистрированный пользователь: Пользователь, получающий библиотечно-информационные услуги, не требующие регистрации (идентификации).

non-registered user

24 коллективный пользователь: Юридическое лицо, использующее услуги, информационные ресурсы, инфраструктуру библиотеки на основании договоров.

collective bargaining user

25 промежуточный пользователь: Физическое или юридическое лицо, использующее данные или информацию не для удовлетворения собственных информационных потребностей, а с целью оказания помощи конечному пользователю.

intermediate user

26 конечный пользователь: Пользователь, получающий услуги для удовлетворения своих собственных информационных потребностей.

end user

27 внешний пользователь: Пользователь, который не принадлежит к категории пользователей, обслуживаемых конкретной библиотекой.

external user

28 потенциальный пользователь: Физическое или юридическое лицо, принадлежащее к категории возможных пользователей библиотеки.

potential user

29 целевая аудитория: Отдельная категория пользователей, выделенная для осуществления специального библиотечно-информационного обслуживания.

target population

30 читательский билет; идентификационная карта пользователя: Документ, содержащий идентификационные данные пользователя.

reader's ticket; user identification card

31 пользовательский пароль: Набор знаков, используемых для идентификации пользователя и получения доступа к конкретной автоматизированной информационной системе.

user password

32 посещение: Зафиксированный приход пользователя в помещение библиотеки, ее внестационарное подразделение.

visit

33 виртуальное посещение: Удаленное [дистанционное] обращение пользователя за библиотечно-информационными услугами посредством информационно-коммуникационных технологий.

virtual visit

34 удаленное [дистанционное] обращение: Зафиксированное обращение пользователя за библиотечно-информационными услугами посредством телефонной, факсовой, почтовой, телеграфной связи, через веб-сайты и мобильные приложения.

remote contact

35 информационная потребность пользователя: Осознанная необходимость в знании, требуемом для решения научной, учебной, социально-культурной или практической задачи, для самообразования или удовлетворения личного интереса.

information need

36 информационный запрос: Выраженная на естественном языке информационная потребность, представленная в виде требования пользователя на предоставление библиотечно-информационной услуги.

information demand

     Виды библиотечно-информационного обслуживания

37 стационарное обслуживание: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг в помещениях стационарной библиотеки.

inhouse use service

38 внестационарное обслуживание: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг вне стационарной библиотеки с целью приближения к месту работы, учебы или проживания пользователей.

Примечание - Внестационарное обслуживание осуществляется, например, посредством библиотечных пунктов, передвижных библиотек, внестационарных читальных залов.

outreach service; extension service

39 абонементное обслуживание: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг абонемента.

loan service

40 обслуживание в читальном зале: Предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг, предполагающих работу в специально оборудованном помещении.

on-site service

41 удаленное [дистанционное] обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг без обязательного присутствия пользователей в помещении библиотеки или ее внестационарном подразделении.

Примечание - Примеры удаленного [дистанционного] обслуживания: обслуживание посредством телефонной, факсовой, почтовой, телеграфной связи, через интернет (веб-сайты, социальные сети, мессенджеры), мобильные приложения и других средств коммуникации.

distance service

42 виртуальное обслуживание: Удаленное [дистанционное] обслуживание, предоставляющее пользователю возможность получения библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий.

Примечание - Виртуальное обслуживание осуществляется, например, через веб-сайты библиотеки, мобильные приложения, мессенджеры, аккаунты социальных сетей.

virtual service

43 электронное обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий.

electronic service

44 индивидуальное обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг отдельному пользователю.

personal service

45 групповое обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг определенной группе пользователей, объединенных общими информационными или социально-культурными потребностями.

group service

46 массовое обслуживание: Предоставление библиотечно-информационных услуг широкому кругу пользователей.

mass service

47 приоритетное обслуживание: Первоочередное предоставление библиотечно-информационных услуг целевой аудитории.

priority service

48 дифференцированное обслуживание руководителей; ДОР: Предоставление руководителям различных уровней специально подготовленной библиографической, фактографической и аналитической информации, предназначенной для решения задач управления.

selective service for managers

49 документное обслуживание: Предоставление пользователям документов (а также их копий) независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация.

document service

50 библиографическое обслуживание: Предоставление библиографической информации пользователям.

bibliographic service

51 библиографическое информирование: Предоставление библиографической информации в соответствии с долговременно действующими запросами пользователей.

Примечание - Виды библиографического информирования: индивидуальное, групповое, массовое.

current awareness service

52 избирательное распространение информации; ИРИ: Предоставление информации, вновь появившейся в информационно-поисковой системе, в соответствии с постоянно действующими информационными запросами пользователей, при наличии обратной связи.

selective dissemination of information (SDI)

53 информационное обеспечение: Совокупность библиотечно-информационных услуг, предоставляемых пользователям для реализации научной, образовательной, управленческой и других видов деятельности в соответствии с этапами ее выполнения.

information provision

54 справочное обслуживание: Предоставление пользователям справок и консультаций в соответствии с разовыми запросами пользователей.

reference service

55 справочно-библиографическое обслуживание; СБО: Предоставление библиографических справок и консультаций в соответствии с разовыми запросами пользователей.

bibliographic reference service

56 выставочное обслуживание: Удовлетворение информационных и социально-культурных потребностей пользователей посредством организации выставок (в помещении библиотеки, виртуальных, выездных).

exhibition service

57 культурно-просветительское обслуживание: Предоставление услуг, обеспечивающих организацию интеллектуального и культурного досуга, просвещения и самообразования различным категориям пользователей.

cultural and educational service

58 обучение пользователей: Предоставление услуг, направленных на получение знаний, умений и навыков, содействующих эффективному поиску и использованию источников информации, повышению информационной грамотности (например, библиотечных уроков, библиотечных занятий, викторин).

user training

59 самообслуживание (в библиотеке): Предоставление пользователям возможности доступа к библиотечно-информационным ресурсам и услугам без непосредственного контакта с библиотечным персоналом.

Примечание - Примеры самообслуживания: выбор документов из фонда открытого доступа; оформление выдачи или возврата документов посредством станций самообслуживания, самостоятельное ксерокопирование документов.

self-service

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs